Малые народы России - Рефераты по географии
Чтобы заниматься рыбной ловлей на территории чужого рода, требовалось разрешение, которое нетрудно было получить.
Каждая семья ловила столько рыбы, сколько требовалось для пропитания. Законы лова строго соблюдались, а особенно был недопустим вылов рыбы в нерестовых речках.
По неписанному закону были распределены родовые угодья. Никто из другого рода на них не претендовал. По древнему обычаю мясо добытых диких животных делили между всеми односельчанами. Раньше было сильно развито чувство коллективизма, взаимопомощи.
Женщины кроме домашних дел занимались выделкой рыбьей кожи, оленьих, лосиных и нерпичьих шкур для пошива обуви и одежды, а также плетением циновок, корзин из корней и прутьев тальника, обработкой бересты для изготовления домашней утвари.
Мужчины, кроме охоты и рыбной ловли, занимались резьбой по дереву и кости, украшая предметы быта орнаментом. Из-за недостатка материалов - рыбьей кожи и ровдуги, - в настоящее время исчезают некоторые элементы в национальной одежде. Исчезла и технология приготовления некоторых рыбных блюд.
Департамент по рыболовству администрации Хабаровского края ограничил народам Севера вылов рыбы для личного потребления. Разрешено ловить до 50 кг на человека в год и только рыбу лососевых пород.
Ульчи - гостеприимный народ. Можно обидеть хозяев, не отведав их угощений. Испокон веку основным продуктом питания считается рыба и мясо диких копытных животных. В национальной кухне больше преобладает вареная, вяленая, жареная, печеная, сушеная рыба, а некоторые породы рыб едят и в сыром виде.
По древним представлениям ульчей небо, тайга и вода имеют своих духов. Этим духам охотники и рыбаки приносят жертвоприношения для удачного промысла. Во всех обрядах, связанных с культами неба, тайги и воды, шаманы не участвовали.
Одним из древнейших культов был культ близнецов. Их рождение считалось большим событием. Близнецы по их представлениям были священными людьми: один - таежный, другой - водяной.
Основой шаманских верований являлась вера в существование духов. У каждого шамана были свои духи - помощники и духи - защитники. Шаманы делились на две категории: "врачеватели" и касата-шаман (большой шаман, который кроме "лечения" больных, "переправлял" души умерших в загробный мир, хранил и оберегал от болезней душу ребенка).
В удивительных сказках, легендах и загадках ульчей рассказывается о хозяйственной деятельности, быте, о событиях давно минувших дней, о происхождении родов. К сожалению, все меньше и меньше остается сказителей в селе Булава , которое ульчи считают своим неофициальным центром, есть люди не только бережно хранящие свой фольклор , но и передающие его молодому поколению.
В 1956 году заслуженный работник культуры РФ Петр Леонтьевич Дечули, основал ульчский фольклорный песенно-танцевальный ансамбль "Гива", достойным преемником стала Надежда Даниловна Дуван. Ансамбль - участник районных, краевых, региональных фестивалей и праздников. С большим успехом "Гива" выступала во Франции, Германии, Италии, Швейцарии и в США.
В 1988 году был создан ульчский детский фольклорный ансамбль "Диро". Руководит ансамблем преподаватель Булавинской школы искусств Мадо Сопчовна Дечули. В июле 1995 г. творческий коллектив стал дипломантом международного фестиваля хореографического искусства "Ритмы планеты" (Хабаровск), а уже в сентябре - международного фестиваля "Дни мира на Тихом океане" (Владивосток).
В этом же селе живут талантливые мастера декоративно - прикладного искусства . Николай У с детства занимается резьбой по дереву и графикой. Его работы экспонировались в Москве, Италии, Японии, Америке и получили наивысшую оценку специалистов. Иван Павлович Росугбу - мастер резьбы по дереву и кости, единственный мастер в крае по изготовлению ульчских музыкальных инструментов и обрядовой атрибутики.
Много сил и здоровья отдал Дмитрий Иванович Ангин, собирая по крупицам материал для создания сельского музея. По его эскизам был построен культурно - этнический центр в с. Булава.
С участием Клары Федоровны Дечули был разработан и издан ульчский букварь. Светлана Васильевна Ангина разработала учебники для первого и второго классов на ульчском языке. Можно назвать еще немало одаренных людей , готовых отдать опыт , знания ,талант на благо своего народа.
Для того чтобы сохранить свою культуру, нужна не только финансовая помощь, но и воспитывать в детях любовь к своему народу, гордость за свой народ.
14. ЮКАГИРЫ
Юкагиры - один из древнейших народов северо-восточной Азии. Они некогда занимали огромную территорию от Таймыра до Анадыря, и от Прибайкалья до Ледовитого океана. Это было одно из могущественных, воинственных и многочисленных племенных объединений, состоявших ко времени прихода русских казаков из двенадцати самостоятельных племен с общей численностью от 5 до 9 тыс. человек. Самоназвание верхнеколымских юкагиров "одул", у нижнеколымских- "вадул", что значит "могучий" и "сильный".
В настоящее время юкагиры проживают в верховьях и низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки, на территории Республики Саха (Якутия). По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года их насчитывалось 697 человек. Остальные 415 юкагиров проживали на территории Чукотки (с. Марково). Родной язык частично сохранили только нижнеколымские и верхнеколымские юкагиры. Остальные приняли в большинстве случаев русский и якутский языки.
Культура протоюкагиров датируются археологами вторым тысячелетием до нашей эры. Юкагирский язык входит в уральскую семью языков.
На протяжении трех с половиной веков соприкосновения с русскими, якутами, чукчами, коряками и другими соседними народами численность юкагиров сильно уменьшилась. По данным переписи 1959 года в Якутии их оставалось лишь 285 человек. Это явилось следствием военных столкновений в ХVII в. (с русскими, коряками и чукчами), упадка и разрушения хрупкого хозяйства от ясачного режима царизма, частых эпидемий, принудительных наборов в качестве проводников, каюров и прислуги в многочисленных походах русских на восток в ХVII - ХVIII в. в.
Наряду с христианством , существует поклонение культу предков, духам Огня, Солнца, Охоты, Земли, Воды и другим божествам.
Основное традиционное занятие юкагиров - полукочевая и кочевая охота на дикого северного оленя, лося, горного барана, соболя, песца, а также на мелкую дичь и рыбная ловля. Оленеводство имело транспортное значение. Разводили ездовых и охотничьих собак.
В настоящее время у юкагиров Якутии существуют три кочевые родовые общины: "Чайла" - в Нижнеколымском, "Тэки Одулок" - в Верхнеколымском и "Янугайл" - в Усть-Янском улусах. В производственной сфере "Чайла" занято 115 человек, в "Тэки Одулок" - 57 и "Янугайл" - 7 человек. Всего - 179 человек.
Родовая община "Янугайл" (глава Томский И. И.) занимается промыслом диких северных оленей и рыболовством. Имеет одну машину марки "Урал", 4 снегохода "Буран" и 4 моторные лодки. Домашних оленей, ездовых собак нет. В 1995 году "Янугайл" сдал, преимущественно случайным потребителям, 3 тонны мяса дикого оленя и 8 тонн рыбы. В год потребляет 20 тонн горючего'.
"Чайла" - самая крупная родовая община юкагиров (глава Курилов С. И.). В начале года в ней работало 86 человек. В общине около 4 тыс. оленей, 200 голов конного, 20 крупного рогатого скота. Хозяйство занимается рыболовством, охотпромыслом на диких оленей и песцов. Имеется мастерская по пошиву меховой одежды, значительный парк тракторного и автомобильного транспорта.
Родовая община "Тэки Одулок" (глава Шалугин Н. И.), расположенная в с. Нелемное, находится в наиболее трудном положении. В результате разгосударствления совхоза "Верхне - колымский" она лишилась оленей, крупного рогатого скота, зверофермы и даже части своей территории. Община не имеет ничего, кроме полусотни лошадей, одного трелевщика, одной автомашины и двух тракторов. Основными занятиями юкагиров Верхней Колымы всегда была охота на лосей и пушной промысел на соболя. Эти направления хозяйства пришли в упадок. В 1996 году охотники не сдали ни одной шкурки соболя. В среднем за год заготавливают около 20 тонн сена и сдают 3-4 тонны рыбы. Люди годами не получают заработную плату. До 80% трудоспособного населения не имеют постоянного места работы, а 26 %- безработные.
Деградация традиционных отраслей хозяйствования, неблагоприятная экологическая обстановка, падение уровня и качества жизни привели к тяжелому положению народа. По данным Института проблем малочисленных народов СО РАН средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 45 лет, у женщин - 54 года. Крайне высока смертность, а по детской смертности юкагиры занимают одно из первых мест в республике.
Органом местного самоуправления издавна является сход жителей - Суктуул. Попытки воссоздания Суктуула юкагиров, как формы национально-территориального органа самоуправления, пока не привели к положительным результатам. Президент Республики трижды отклонял проект Закона о Суктууле юкагиров.
Религиозные представления и общественные отношения у древних юкагиров.
В настоящее время юкагиры компактно проживают в четырех районах Республики Саха (Якутия). Они потомки двенадцати юкагироязычных племен, расселявшихся к приходу русских землепроходцев во второй половине XVII в. на огромной территории Сибири от Таймыра до Аляски. Численность юкагиров, по данным ученых, составляла от 5 до 12 тысяч человек, зафиксированных как плательщики ясака. Юкагиры занимались в основном охотой на дикого северного оленя и сохатого, рыбной ловлей и оленеводством.