Новейшие экспедиции и их открытия - Рефераты по географии
Содержание
С.
ВВЕДЕНИЕ 3
Капитан Кусто. Мифы и реальность 5
Тур Хейердал: «Колумб был норвежцем, а Россия – колыбелью Европы!» 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
Список использованных источников 22
ВВЕДЕНИЕ
Среди современных нам ученых-первооткрывателей и путешественников вряд ли можно назвать людей, имена которых были бы более известны миллионам читателей, нежели имена Тура Хейердала и Жака-Ива Кусто.
Это объясняется и их личными человеческими качествами, и особым талантом доступно, увлекательно и искренне довести до широкого читателя и зрителя сущность своих научных идей и ход своих смелых экспедиций и полевых исследований, призванных подтвердить их гипотезы.
С чего же все началось? Как пришел Тур Хейердал к убеждению о связи древних обитателей Перу с Полинезией и затем посвятил десятилетия изучению и доказательствам трансокеанских миграций и культурных контактов?
В предисловии к русскому изданию своей первой книги, «В поисках рая», Хейердал писал:
«Я провел год на полинезийском острове, пытаясь жить, как жили первобытные люди, и не подозревал, что мои наблюдения и опыт заставят меня переключиться на совсем другую область науки и десять лет спустя я снова попаду в Полинезию уже на бальсовом плоту из Южной Америки».
Древние сказания стариков острова Фату-Хива о прошлом своего народа невольно перекликались с преданиями Перу, а найденные Хейердалами изваяния напоминали древние американские скульптуры.
Исследование Жка-Ива Кусто иного рода - Мировой океан. Знание может помочь человечеству решить множество задач, связанных как с использованием, так и с охраной океанских вод.
Человек стал осваивать Океан с незапамятных времён. Еще Александр Македонский (356 - 323 годы до н.э. ) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до н.э. ). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к 16 веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем (1656 - 1742 г.г.). Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко использовался в подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее.
Этих очень разных людей объединяет одно – любовь к природе и истории и страстная жажда исследования. В своей работе я постаралась отразить и то, как и что послужило толчком в определении жизненного пути и бесстрашного капитана и писателя «Кон-Тики» и «Ра» Тура Хейердала, и талантливого изобретателя и режиссёра Жака-Ива Кусто.
Капитан Кусто: мифы и реальность
Жак Ив Кусто ушел из жизни 25 июня 1997 года. И уже на следующий день средства массовой информации во всем мире активно включились в создание коллективного портрета этого человека. Каждый автор добавлял штришки сообразно своим представлениям о легендарном подводнике. Все они претендуют на достоверное изображение. Если сравнивать эти описания между собой, среди них не найдется и двух похожих. Но удивительно другое: ни одно из них не соответствует истинному портрету Капитана Кусто. И этому есть причины.
Жак Ив Кусто родился 11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак, во французском регионе Бордо. Его отец Даниэль работал личным секретарем у двух американцев. Первый был страховым агентом, второй - предпринимателем. Его мать Элизабет Дюрантон была дочерью местного аптекаря. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и достаточно часто жила в Соединенных Штатах. Жак Ив учился в одном из частных учебных заведений Нью-Йорка.
Учеба, которую он продолжил во Франции, не отмечена особенными успехами. Отечественные методы обучения слишком отличаются от американских. И только в стенах Иезуитского колледжа в Париже он начинает всерьез относиться к занятиям. Тем не менее он получит степень бакалавра в 1930 году - в 20 лет. Он выдерживает вступительные экзамены в Высшую национальную военно-морскую школу и принимается туда с хорошими результатами.
В 1933 году он получает назначение на крейсер 'Примоге', направлявшийся на Ближний Восток. Уже тогда товарищи отметили склонность Кусто к несколько странной манере говорить о себе, как и его стремление к замкнутости и одиночеству.
В 1936 году он просит назначения в военно-морскую авиацию и добивается перевода. И в этом же самом году, увлеченный автомобилями и большими скоростями, он берет спортивную машину своего отца и попадает в аварию. Ее последствия поистине ужасающи для Жака Ива Кусто: множество переломанных ребер, смещение позвонков, пробитое легкое, парализованные руки... Карьера лейтенанта военно-морской авиации Кусто закончена. Лишь его исключительная сила воли, характер борца позволили ему менее чем через год спустя выйти из больницы. Слабым, но стоящим на своих ногах и с обеими действующими руками.
В сентябре 1939 года началась войнв. Жака Ива Кусто назначили канониром на крейсер Duplelx, где он и прослужил до июня 1940 года, даты перемирия между Францией и Германией. Что касается Филиппа Тайе, он служит на эскадренном миноносце Valmy, в то время как Диди - погонщик мулов в Северном Провансе.
Они возвращаются к своим подводным увлечениям и занимаются монтажом эпизодов, отснятых ранее. Результатом этой работы стал 18-минутный фильм '18 метров под водой'. Впервые этот фильм представлен публике 10 апреля 1943 года в Париже в Национальном театре Шайо, в рамках показа, организованного тогдашними французскими властями под контролем пропагандистского ведомства оккупационных властей. Не будем забывать, что в то время Франция была полностью оккупирована фашистами.
Жак Ив Кусто создает свою первую компанию по производству фильмов 'Студия научных фильмов Кусто' в 1942 году, перед тем как организовать 'Объединенные акулы', которая позднее выпустит значительную часть снятых им кинолент.
Можно с полной уверенностью сказать, что именно в это самое время и начинается 'Одиссея' капитана Кусто.
Проект переживает необыкновенно стремительный взлет благодаря встрече, устроенной при посредничестве тестя Анри Мелькиора, между Жаком Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном, инженером из I Air liquide.
Жак-Ив излагает свои пожелания в том, что касается снаряжения для обеспечения подачи воздуха при погружениях. Инженер Эмиль Ганьян работал в то время над прототипом редуктора для мотора, работающего на газовой смеси. Он собирает такой аппарат и проводит ряд испытаний на Марне под Парижем в 1943 году. Не слишком удовлетворенный первыми результатами, Эмиль Ганьян модифицирует аппарат, и в июне 1943 года модель, испытанная в море, оказывается превосходной в эксплуатации.
Отснятые кадры станут основой фильма 'Останки затонувших кораблей'. Среди прочих мест съемки проводились и среди затопленных судов, которые устилали дно тулонского рейда.
В 1947 году G. E. R. S. получает свое собственное судно - 'Инженер Эли Монье'. Военно-морское ведомство предоставляет G. E.R.S. средства для проведения работ Жака Ива Кусто. Оно, например, соглашается поддержать возобновление археологических раскопок в Махдии, о которых мы уже упоминали, на глубине более 30 м и в сложных для погружения условиях. Министерство также предлагает продолжить экспериментальные работы по созданию аппарата для глубоководных погружений швейцарского профессора Пикара вблизи Дакара. Этот последний опыт станет неудачей, которая сильно отразится на Кусто, но она же позволит ему извлечь незабываемый урок на будущее.
Жак-Ив Кусто хочет полной независимости, чтобы попытаться претворить в жизнь свои самые смелые замыслы: быть первым и самым масштабным исследователем подводного мира, создать и довести до совершенства техническое оборудование, которое отвечало бы специфическим требованиям в настоящем и будущем. Он больше не хочет опеки ни сверху - чтобы лично определять цель, ни снизу - чтобы самостоятельно использовать результаты проведенной работы.
Для этого ему необходим свой корабль. Он очарован старым минным тральщиком, принадлежащим Королевским Британским ВМС, который он увидел на Мальте и который носит судьбоносное имя 'Калипсо'. Но у Кусто нет средств на покупку судна. Меценатом стал известный производитель пива Гинесс, именно он внес большую часть необходимой суммы, в то время как остальные потенциальные вкладчики будут участвовать в расходах: ассоциация 'Французские океанографические общества', созданная Жаком Ивом Кусто специально по этому случаю, совершила историческую покупку. Она состоялась в июле 1950 года. Жаку Иву Кусто как раз исполнилось 40 лет.
А через три месяца, когда экспедиция вернется, на борт 'Калипсо' ступит тот, кого назовут легендарным 'Бебером' - Бернар Фалько. Он покинет корабль только в 1996 году, во время его крушения у берегов Гонконга. В этом же году Кусто всерьез заинтересовался историями о черепках амфор и различных предметах, которые часто находят рыбаки, закидывающие свои сети напротив Марселя, в местности Гран-Конглюэ, со стороны Фриульских островов. Получив необходимые сведения, он решает взять в свои руки то, что станет первой и величайшей подводной археологической стройкой. Кусто не закончит ее, оставив эту заботу Иву Жиро, страстному энтузиасту, который с самого начала участвовал во всех работах. На поверхность были подняты более 2000 амфор и других предметов. Некоторые критики говорили, что раскопки проводились безо всякого метода и без специальной подготовки, но эти высказывания, сформулированные позднее титулованными археологами, не принимали во внимание бесчисленные трудности глубоководных погружений в условиях труднодоступной местности, в море, временами довольно суровом. С другой стороны, было необыкновенно трудно обеспечить успешное взаимодействие людей и особенно машин и оборудования, в том числе насосов, откачивающих песок и тину, неудобных и опасных в управлении, тем более что их зачастую использовали на глубине порядка 50 - 60 м.
Жак-Ив здесь использует свои, впоследствии отточенные до совершенства гениальные способности в работе со средствами массовой информации: пресса и телевидение во всем мире сообщают о стройке в Гран-Конглюэ; 'Нэшнл джиогрэфик' посвящает ему большую статью, которая дает Кусто известность в англоговорящих странах.
И в это же время создается более совершенное оборудование для подводных съемок. Прежде всего благодаря профессору Эджертону, изобретателю электронной вспышки, и гениальному инженеру Лабану, автору камер для съемок. Известнейшие индустриальные фирмы добиваются участия в этом технологическом прорыве и охотно делают капиталовложения.
Тем не менее бурная деятельность сопряжена с большим и расходами, и Жак Ив вынужден обратиться к решению задач менее зрелищных, показательных, но более прибыльных. Пришла мода на офшорную нефть, и ее разработчикам срочно требуются подготовленные команды для эффективной деятельности. Начав работы в этой области, Кусто создает французскую компанию подводных исследований 1OFRS (1 Office Francais de Recherches Sous marines), которая заключает контракты с нефтедобывающими компаниями и позволяет Кусто сделать небольшую передышку перед съемками полнометражного фильма. Замысел картины давно зреет в его голове, она должна носить то же название, что и книга, написанная им вместе с Ф. Дюма в 1953 году, - 'Мир тишины', которая имела огромный успех во всем мире, окончательно утвердив известность Жака-Ива Кусто.
В это же время он принимает участие в экспериментальных погружениях батискафа 'Триест' профессора Пикара. Забыты неудачи 1948 года. Аппарат с успехом погружается на глубину 3200 м с профессором и его сыном на борту Во время этой операции командование ВМС Франции просит его обеспечить проведение подводных съемок. Кусто убежден, что его будущее -в исследовании техники проникновения человека в подводный мир. Опыты с 'Преконтинентом' будут проведены, чтобы доказать это.
В 1954 году Жак Ив Кусто отправляется на Красное море и в Индийский океан. На борту 'Калипсо' находится также молодой кинематографист Луи Маль. Кусто приобщает его к погружениям, и молодой человек снимает документальный сериал, который будет с успехом показан миллионам телезрителей. В начале 1955 года все собрались на борту 'Калипсо' для великого отплытия: курс - на Красное море. Начались съемки 'Мира тишины', который станет культовым фильмом для всех влюбленных в подводный мир. Красное море, затем Индийский океан, Сейшельские острова с отрывками из Jojo le Merou, затем многочисленные съемки по всему свету в неизвестных в то время местах.
Триумф фильма невообразимый: публика аплодирует стоя более получаса. Газеты, радио и телевидение в один голос называют фильм произведением века.
В 1957-м ему присуждают 'Оскара'. Необходимо отметить редкий факт: на следующий год другой фильм Жака-Ива Кусто 'История красной рыбы' получает еще один приз на Каннском фестивале и еще одного 'Оскара' в Голливуде. Это подтверждает, что в первом случае успех был не случайным.
1953 год. Батискаф "'Триест" профессора Пикара