Обычаи и традиции Шотландии - Рефераты по географии
Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя ,на мой взгляд, лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага Шотландии-чертополохе ( thistle ).
Интересна легенда о происхождении этой национальной эмблемы ( Scottish Thistle ).
В древние времена викинги (Norsemen) высадились на восточном побережье Шотландии с намерением захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй ( River Tay)- крупной рекой в Шотландии, в месте,где имелся удобный брод.Так как они прибыли к вечеру,то уставшие и измождённые после долгого перехода, разбили лагерь и расположились на отдых ,считая,что враг не станет наступать до следующего дня. Однако, викинги были рядом; не обнаружив охраны и часо-вых вокруг лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй, с намерением внезапно захватить скоттов и зарезать их во сне.С этой целью они разулись,чтобы как можно меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один из викингов наступил на чертополох.От внезапной и острой боли он вскрикнул. Услышав крик,скотты подняли в лагере тревогу.Викинги вынуждены были отступить , а чертополох , в знак признательности за своевременную и нежданную помощь,скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы.
Шотландцы были превосходными и смелыми лучниками.В качестве одной из военных почётных традиций шотландцев - охрана королевы лучниками,в случае её приезда .Эта традиция пошла с давних времён , когда шотландские короли имели право требовать от всех кланов лучников для личной охраны. Сейчас гвардия лучников-четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела,явиться для её охраны,вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подраз-делений также придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконеч-ников,как это делали в ХII веке.И каждый из пожилых лучников способен пробить стрелой толстую доску - традиция требует от каждого из наслед-ственных членов гвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё это , конечно, занимает немало времени , но как считают в Шотландии, выполнение традиционных и родовых обязанностей лучше всего спаивает клан.А принадлежность к спаянной ,даже архаичной ,организации помогает жить в нынешнем неустойчивом мире.Ведь член клана безошибочно рассчитывает на поддержку собратьев.В Глазго (Glasgow - крупнейшем Шот-ландском городе) с 1806 года ,например, существует организация клановой взаимопомощи, которая помогает своим с трудоустройством. Бывают даже международные встречи кланов в Эдинбурге (Edinburgh) - столице Шотлан-дии.На встречи кланов съезжаются люди,носящие одно и то же -шотландское имя.Делегаты таких встреч одеваются в национальные костюмы ,речь о кото-рых шла выше. На встречах кланов всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов,происходят соревнования в
8
метании бревна -кэбера ( tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами-старый ,добрый,истинно шотладский танец,едят хаггис (haggis)-копчёный овечий желудок ,набитый кусками мяса со специями.Это очень сытное ,хотя
с непривычки не очень-то вкусное блюдо . Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы.Об этом и о других традициях, прежде всего , связанных с сельским образом жизни шотландцев, будет сказано в следующей главе.
II
Поскольку шотландцы являются ,в основном крестьянами,то и обычаи их с давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животново-дов.Вся их трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой : солнем , дождём , другими явлениями природы , урожайностью полей , плодо-родием скота, сменой времён года,сменой дня и ночи. Древние кельты делили год на холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан) периоды.Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ , а начало тёплого- от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убе-дил людей в том , что периоды сельскохозяйственных работ следует согласо-вывать с движением Луны,Солнца.
Ярким примером развития астрономических знаний и их использования народами Запада может служить кромлех Стоунхендж ( Stonehenge ), расположенный в Англии между Бристолем и Солсбери,а также Шотландский Стоунхендж , о котором я уже упоминала , расположенный недалеко от г.Сторновэя - столицы о.Гарриса и о.Льюиса ( Гебридские острова ). Эти сооружения представляли собой два концентрических круга . Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней , его конструк-ция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами . Шотландский Стоунхендж состоял,как уже упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит,а на северо-восток от него вне сооружения - другой.
Исследователи обратили внимание на то,что оси каждого из этих загадоч-ных сооружений , проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к той точке горизонта,где в день летнего солнцестояния восходит солнце.Эти кромлехи, бесспорно , являются древнейшими в Европе астроно-мическим сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил -Солнца и Луны,что необходимо для определения времени.По преданиям, перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца.
В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организован современный орден друидов , члены которого пытаются рекон-струировать старые друидские ритуалы и церемонии. По иницативе ордена стала вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоун-хендже,и совершается она в том же самом месте и в тот же час,что и в древние времена.
Следует заметить , что у кельтов имелась прямая связь календаря с сельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их празднества . Большим праздником для древних шотландцев (кельтов) был Самхейн -
9
праздник ,когда отмечали приход скота с пастбищ и начало нового года.1 мая совершали обряд Белтан,во время которого скот перед выгоном на пастбище проводили через дым от костров.К началу февраля,когда ягнятся овцы, относиться праздник Имболе,а 1 августа отмечали день Лугнаса , совершая обряд для получения хорошего урожая , посвященный богу Лугу (Луг-
дуну) ; день Лугнаса в древних кельтских документах толковался как время начала жатвы.Даты всех кельтских праздников указывают нам на высокий уровень знаний и разработанность календаря у этого народа.
Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцесто-яния (Midsummer Day)как 21 июня.После распространения христианства с 6 в н.э. церковь пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основу праздника ей не удалось , лишь сроки выполнения языческих обрядов переместились с 21 на 24 июня.
У кельтских народов Британии св.Иоанн остался в стороне от перенесён-ных на его день народных обрядов и никакой функции в обрядности для летнего солнцестояния не выполнял. Само время праздника Midsummer говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы дня св.Джона ( St.John’s Day) сходен с таким же комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния - 21 декабря .У кельтов с обоими днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцесто-яний нечистой силе ; центральное место в праздновании этих дней занимают раз-личные формы ритуальных огней;большую роль в обрядах,приуроченных к этим двум датам, играет зелень - зелёные ветки, цветы,даже деревья,в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеются мотивы брака , семейного благополучия.
Ещё во второй половине ХIХ в.сельские жители Шотландии были убежде-ны, что именно в ночь накануне дня св.Джона ведьмы собираются на свои шумные сборища: феи водят хороводы на лесных лужайках,вершинах холмов; многочи ленные духи бродят по земле.По кельтским представлениям, эта ночь была второй по значению из трёх годовых “ночей духов”, когда большую власть приобретали разные сверхъестественные существа. Кельты считали,что в эту ночь души язычников посещают землю и веселяться до рассвета. Существовало в прошлом также поверье , что в ночь на 24 июня души всех людей во время сна покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь прийти к церковному крыльцу,то можно увидеть души тех,кто умрёт в приходе в текущем году. Как уже было сказано , большую роль в празднике св. Джона играли ритуальные огни различного вида , особенно костры.В недалёком прошлом в ночь накануне дня св.Иоанна костры горели во всех областях Великобритании на городских и сельских площадях. Зажигали и большие общинные костры - вне населённых пунктов, обычно на возвышенностях , холмах . Так , в шотландских городах Абердине и Элгине
народ разжигал костры как на главных дорогах и городских площадях, так и почти перед каждым домом.
В 1581 г.элгинский городской магистрат издал указ,запрещавший обычай, но это не дало результатов; в 1599 г.несколько лиц предстало перед судом за то,что они “зажигали огни Белтана в канун для летнего солнцестояния”.Огни и факелы в эту ночь вызывали так часто пожа-ры, что почти во всех городах и
10
деревнях назначалась особая охрана,которая должна была следить за кострами.
Для больших костров,разжигаемых на вершинах холмов,топливо задолго до праздника собирала местная молодёжь. Но каждая семья старалась раз-жечь и свой собственный костёр перед домом.