Озеро Иссык-Куль - Рефераты по географии
История исследований Иссык-Куля.
Великий шёлковый путь. За всю историю человечества не было равных ему по экономическому и культурному значению. Этот путь вносил Порядок, Содружество и Мир во всеобщий хаос средневековья. Со 2-ой половины 7 века вдоль трассы Шёлкового пути в Прииссыккулье началось активное строительство поселений. Вплоть до прихода орд Чингисхана в Среднюю Азию (начало 13 века) города Прииссыккулья расстраивались и богатели. Появление отрядов завоевателей на побережье вынудило богатых жителей прятать накопленные богатства под землю или под водою. Так возникли клады. После опустошительных рейдов монголов, города вдоль трассы Шёлкового пути деградировали и этот процесс оказался необратимым. Летописцы походов Тимура (конец 14 века) уже не отмечали существование значительных городов на Иссык-Куле. Окончательное уничтожение средневековых поселений на побережье завершило озеро: к 16 веку оно полностью затопило все города. Гидрографические и археологические исследования показали, что в 11 -14 веках уровень воды в озере был ниже современного на 6 - 6,5 метров. На сегодня археологам Киргизии известно более десятка древних и средневековых поселений, находящихся под водою. В них обнаружено множество исторических и культурных ценностей сакско-усуньского периода (1 тысячелетие до н.э.) - керамика, глиняные кувшины и бронзовые котлы, различные металлические изделия - и раннего средневековья - хумы, котлы, посуда монголо-тимуридского времени, голубая керамика, монеты. Любители подводного плавания и археологии со всего мира приглашаются на Иссык-Куль; здесь они смогут увлекательно провести время и отдохнуть. Иссык- Куль - озеро особое, оно издревле обладало в глазах местного населения спецификой заколдованного. До появления здесь в конце 19 века русских переселенцев в нём практически никто не плавал и не рыбачил. Помимо традиционного для затерянных в горах водоёмов легендарного мотива о драконах, здесь прослеживались ещё два - это мотив затонувших городов и мотив золота. Поэтому привлекательно посещение Иссык-Куля для романтиков и кладоискателей. По данным исторической науки в регионе озера может находиться до 200 больших и малых кладов. В разное время кладоискательством занимался и небезуспешно манап сарыбагышей Шабдан Джантаев, организовывали поиски Министерство Госбезопасности СССР и Геологоуправление Киргизской ССР и множество любителей.... Отметим, что в соответствии с новым Гражданским кодексом Кыргызской республики - "... лицо, обнаружившее клад, имеет право на получение вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада" Ниже приведены сведения, основанные как на исторических документах, так и на преданиях кыргызов, о некоторых захороненных сокровищах. Наиболее поздние из них относятся к ХХ веку.
Среди русских поселенцев на берегу озера с 30-х годов бытует легенда о "золотой тропе" в Семёновском ущелье, найденной русским офицером в 1916 г.: по-видимому, кто-то, убоявшись перепитий бушевавшего тогда восстания киргизов, прячет драгоценности; при этом одна из упаковок прорвалась и ювелирные изделия как бы обозначили путь. Клад до сих пор не найден.
2. В 1934 г. некий отдыхающий на курорте Кой-сары, загорая на "диком" пляже, обращает внимание на то, что отдельные песчинки блестят на солнце и буквально жгутся, так они нагрелись. Это золотой песок! Но ничего подобного природа здесь не создавала. Оказалось, что золотой песок с берегов одной из сибирских рек - и спрятан в скалах на берегу в период сталинских репрессий. И опять золотой клад исчезает!
3. Слухи среди местного населения о закопанных на побережье или спрятанных под водой сокровищах барона Унгерна фон Штернберга, руководителя белогвардейских формирований "чёрного барона".
4. Легенда о "золотой лодке" (16 век). Властитель некоего города на побережье, видел, как бурно год от года поднимается уровень воды озера, решает перенести город в другое место. Между тем, всюду междоусобицы, никому доверять нельзя и, до того, как будет построено новое надёжное хранилище, властитель решает его попросту утопить в лодке, в месте известном ему одному. Что он и делает. Во время переселения хозяин сокровищ погибает. Сокровища пока никто не обнаружил.
Далее повествование о наиболее любопытных легендах. Древний город Китеж на дне Иссык-Куля? В 1996 г. знаменитый русский художник Илья Глазунов опубликовал книгу " Россия распятая", в которой утверждает, что прародина ариев - " страна совершенного творения" - на берегах Иссык-Куля! "...скажу одно: легенда о граде Китеже уходит корнями в глубину веков, когда в результате гигантской катастрофы богатая и цветущая "страна совершенного творения" была затоплена и очутилась на дне огромного озера, которое сегодня называется Иссык-Куль". И далее: " в тихую погоду в водах Иссык-Куля можно увидеть следы затонувшего города, обозначенного очертаниями построек и стен... в непогожие дни волны выносят на берег кирпичи, бытовые предметы и ... предметы зороастрийского культа". Согласно Глазунову, отсюда началось великое переселение народов за 12 веков до Рождества Христова, отсюда арии распространились на запад и на юг - в восточную Европу и Индию. На дне озера скрыта тайна ариев, будоражащая учёный мир. Надо сказать, что гипотеза об Иссык-Куле как прародины ариев была высказана ещё в прошлом столетии русским учёным А.П.Чайковским. В наши дни её сторонником является археолог Е.Е.Кузьмина, опубликовавшая в 1986 и 1994 г. книги: "Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня" и "Откуда пришли индоарии?". Гипотеза И.Стелецкого. Особое место в процессе поиска кладов на берегах и под водами Иссык-Куля должна найти гипотеза И.Стелецкого, знаменитого кладоискателя, который обнаружил следы библиотеки и личной казны Ивана Грозного. Согласно Стелецкому, клады опытных хранителей сокровищ всегда имеют двойную или даже тройную локализацию: рядом с настоящим, надёжно укрытом кладом устраивались ложные, демонстрирующие полное разорение. Эти клады уводили искателей от подлинного. Знаменитый кладоискатель занимался также изучением связей между христианами-несторианами Иссык-Куля и тамплиерами в эпоху, предшествующую царствованию Филиппа Красивого. Тамплиеры, якобы, воспользовались азиатской веротерпимостью в те далёкие времена и с помощью несториан построили замок на одном из островов Иссык-Куля, куда были транспортированы сокровища Ордена, чтобы сберечь их как от сарацин, так и от рыцарей средневековой Европы. Известно, что поисками этих сокровищ занимался чингисхановский полководец Субудай - багатур. Он потребовал от покорённых китайцев, чтобы они доставили ему искателей жемчуга - отважных ныряльщиков. Зачем они были нужны? Ведь монголы поисками жемчужин не занимались; но лучшие ныряльщики понадобились ему на Иссык-Куле! Сокровища Чингисхана на дне озера. Многие поколения кладоискателей мечтали найти сокровища Чингисхана и его могилу. И в настоящее время большой международный отряд археологов, вооружённых самыми современными системами поиска (даже космическими!), безрезультатно "пашут" курганы и пустыни Монголии. По мнению многих киргизских историков и археологов они находятся на ложном пути! По их версии, сыновья великого завоевателя после его смерти в 1227 г. имитировали похороны в Ордосе, а на самом деле тайно отправили тело вместе с несчётными погребальными ценностями на Иссык-Куль. Согласно преданий, киргизские аксакалы уверены, что владетель этих мест сын Чингисхана Чагатай приказал сделать из сверхпрочной горной арчи гроб, в который поместили тело усопшего, золото и драгоценности и опустили в бездны озера. Оставшиеся ценности спрятали в горной пещере, которую затопили, отведя в неё воды вблизи протекавшей реки. Всем рядовым участникам погребения отрубили головы и сложили из них курган на берегу Иссык-Куля. Так оказалась сохранена до настоящего времени тайна захоронения Великого воина и его сокровищ. Клад христиан - несториан. В 1218 г.Чингисхан направил в Чуйскую долину отряд в 25 тысяч всадников во главе с полководцем Джэбэ-нойоном, с которым находился второй сын хана Чататай. Монахи христианского монастыря в Суябе, что вблизи Баласагуна (столицы Караханидского государства) и оседлые богатые жители-христиане решили бежать от монголов, прихватив накопленные драгоценности. Караван из двухсот вьючных верблюдов с золотыми и серебряными изделиями спешно продвигался по северному берегу Иссык-Куля в направлении Кашгара, когда от разведчиков пришла весть, что навстречу беглецам со стороны перевала Санташ движется отряд монголов. Зажатые конницей с двух сторон, слева - горами, справа - озером, христиане стали искать место, где спрятать сокровища. Благо на пути, прямо на берегу озера стоял монастырь армянских братьев-христиан. За ночь совместными усилиями монахи и беглецы смогли спрятать на берегу или в прибрежных водах только часть сокровищ. Наутро караван двинулся в горы и задержался у пещеры, в которую вливалась горная река. Воды реки на время отвели, а ценности уложили на дно пещеры, перекрыли каменными плитами, на одной из которых отбили крест и засыпали слоем земли. Затем пустили реку в старое русло. Клад был затоплен.
Исторические факты
В начале ХХ века в Киргизию из Китая была завезена карта с планом сокровищ, закопанных на Иссык-Куле.
По этой карте эмигрантами, возвратившимися из Китая, в 1926 г. начались раскопки Курментинской пещеры в поисках клада.