Ответы на госэкзамены по географии - Рефераты по географии
Новая держава утвердилась в Передней Азии и далеко расширилась за ее пределы. Это могущественная персидская, или иранская, империя ди- настии Ахеменидов. В ее состав вошли Вавилония и Ассирия, Малая Азия и Египет, Мидия, Армения, Сирия и даже Средняя Азия. Как и ассирийское, как и вавилонское, ее владычество было кратковременным, но грозным и порой блистательным (539 - 330 гг. до н.э.).
V в. до н.э. ... Подчинив себе многие народы, ахеменидский Иран впитывает соки их культур. Но его искусство вносит в общую сокровищни- цу и свои оригинальные черты.
Искусство ахеменидского Ирана - прежде всего дворцовое, придвор- ное. Повелители великой империи пожелали увековечить память о своем могуществе грандиозным строительством: дворцовые ансамбли в Пасарга- дах, Персеполе и Сузах (ныне руины) затмили своим размахом и роскошью
- 18 - почти все, что было создано в былые века в других державах. Как и ас- сирийские дворцы, они были украшены огромными рельефами, и у входа их стояли крылатые быки еще более внушительных размеров, чем в Хорсабаде.
Новшество, введенное персидскими зодчими, - это ападана: Многоколонный тронный зал с целым лесом легких, стройных колонн из разноцветных кам- ней или таких, как, например, в Сузах, где увенчанием двадцатиметровых колонн служили тяжелые капители в виде бычьих полуфигур. Золотые об- шивки и многоцветные изразцы украшали залитые светом покои. Яркий блеск красок, великолепие убранства и стройный размах грандиозной ар- хитектуры утверждали в сознании подданных величие верховной власти.
Бесконечными вереницами выстраивались по стенам рельефные фигуры царс- ких воинов или данников.
Это было празднично - торжественное искусство, более покойное и светлое, чем ассирийское, и без жестокости, даже в прославлении побед.
Вечный памятник всего этого величия - знаменитый майоликовый фриз, изображающий царских телохранителей (Париж, Лувр). Греки называ- ли этих лучников "бессмертными", так как их всегда было десять тысяч.
Но пала и эта держава. Покоренный в IV в. до н.э. Александром Ма- кедонским, Иран, как и Египет, включился в русло эллинистической куль- туры, с которой он уже давно находился в соприкосновении.
* * * Культура юга нашей страны уже в третьем тысячелетии до нашей эры переплеталась с древней шумерской культурой. Заглянем еще дальше в глубь веков.
В Эламе (впоследствии вошедшем в состав иранской державы) под ко- нец неолита, в IV тысячелетии до н.э. расцвело искусство керамики, прекрасные образцы которой имеются в Эрмитаже. Сосуды, расписанные ге- ометрическими узорами со стилизованными (до неузнаваемости) изображе- ниями птиц и горного козла. Так и в скифском искусстве позднего перио- да (вспомним бронзовый конский налобник из Майкопа), то есть через тридцать веков, изображения зверей превратятся в орнамент.
"Луристанские бронзы", извлеченные из могильников XII - VIII вв до н.э. в Луристане ( в центральной части Ирана ), с фигурами зверей, замечательными по реализму в сочетании с декоративной стилизацией; че- канные изделия ахеменидского Ирана - чаши, блюда, кувшины с ручками в виде зверей, ритоны (сосуды в виде рога) с головой лошади, антилопы
- 19 - или полуфигурой горного козла, равно как и уникальные по прихотливому стилистическому решению бронзовые лошадки - памятники Кобанской куль- туры ( I тысячелетие до н.э. ) на Северном Кавказе, в Осетии, родс- твенны искусству звериного стиля первобытного общества кочевников на- ших южных степей и Алтая и как бы предвещают его.
Золотые чеканные украшения меча из Келермесского кургана являют знаменательное сочетание типично скифского звериного стиля и вавило- но-ассирийских, равно как и урартских, мотивов: крылатые человеческие фигуры, напоминающие ассирийские божества, переднеазиатские геральди- ческие львы, и фигура оленя, очень схожая с той, что украшала щит, то- же найденный в Прикубанье, и которая по праву считается едва ли не ве- личайшим шедевром скифского искусства.
В курганах нашего юга памятники скифского звериного стиля покои- лись рядом с изделиями греческих мастеров, либо вывезенными из Эллады, либо изготовленными в греческих колониях Причерноморья для скифской знати. А в Пазырыкских курганах найдены самый древний ворсовой ковер (V - III вв. до н.э. - до этого известны были ковры не старше XIII в.н.э.), по-видимому привезенный на Алтай из Средней Азии или Ирана, и самая древняя китайская ткань.
Итак, от Эллады, колыбели европейской цивилизации, до стен "нед- вижного Китая". Но и эти границы должны быть расширены. Ибо звериная мощь дышит в древнейших памятниках китайского искусства, а в Европе позднего железного века динамично-декоративное искусство кельтских племен во многом родственно скифскому.
Переплетение географическое и переплетение в веках порой расп- ространяется на несколько тысячелетий, вплоть до совсем близких нам времен.
В Пермском краеведческом музее имеется крупнейшее собрание пред- метов пермского звериного стиля (хорошо представленного и в Эрмитаже).
Их изготовляли, по-видимому, в великом множестве с очень древних вре- мен до начала II тысячелетия нашей эры, а некоторые их мотивы сохрани- лись до сих пор в деревянной резьбе Приуралья. Это, например, бляхи с монументальной, широко выпяченной головой медведя, грозного хозяина тайги (отсюда и герб Перми), или чудесные "гремящие подвески", порой очень сложной формы, с болтающимися в ряд стилизованными гусиными лап- ками. В них много изящества и декоративности.
Великое искусство скифского звериного стиля не исчезло полностью вместе со скифами, хотя сарматы, пришедшие в степные просторы на смену
- 20 - скифам, казалось бы, подорвали вконец его изобразительную мощь под- черкнуто беспредметной геометричностью, буйным динамизмом постоянно обновляющегося узора.
Пафос, созвучный скифскому искусству, неожиданно воодушевляет ху- дожественное творчество, возникшее гораздо позднее, в лоне совсем иной культуры.
Осло, столица Норвегии, "Музей кораблей викингов". На этих кораб- лях, которые служили им также местом погребения, викинги - предводите- ли норманнских пиратских дружин совершали набеги, наводившие трепет на средневековую Европу.
Большие, стройные корабли в горделивом изгибе воплощают неудержи- мый порыв раскрепощенной энергии. Один из них, построенный в XI веке, был откопан в большом кургане, в местности Осеберг, и потому вошел в историю мирового искусства под названием "Осебергского корабля". Такой славой он обязан своей деревянной резьбе со звериным орнаментом. Дос- таточно взглянуть на резную морду дракона, чтобы, несмотря на различие в стиле, почувствовать духовное родство этого северного средневекового искусства с древним искусством наших южных степей. Грозно раскрытая пасть фантастического зверя пышет яростью. А между тем, как и скифская бляха, это по замыслу всего лишь украшение, пусть и наделенное маги- ческой силой.
Везде - выявление грозной, звериной мощи, как бы перекличка в ве- ках, рожденная вечной тревогой, борьбой за существование, за добычу, за самоутверждение и власть. Для пещерного человека, для ассирийца или вавилонянина, для первобытного кочевника наших степей, для воина сред- невековой пиратской армады и для почти современного нам бушмена эта мощь одинаково олицетворяла неразгаданные силы природы, которые чело- веку надлежит подчинить своей воле.
К О Н Е Ц
- 21 - _Использованная литература: Лев Любимов "Искусство древнего мира" (издательство "Просвещение", 1971 г.) Хрестоматия "Искусство,часть 1" (издательство "Просвещение",1987 г.)
Дата публикации: 2004-11-08 (15650 прочтено)