Бангладеш - Рефераты по географии
Положение женщин и молодежь. Большинство женщин выполняет традиционную роль домохозяек. В сельской местности они ведут затворнический образ жизни: в доме живут на женской половине, а выходя на улицу, надевают чадру. В городах женщины более эмансипированы. Все больше девушек учится в школах, колледжах и университетах. Увеличивается число женщин, работающих вне дома.
В 1972 было основано Национальное управление помощи женщинам. Поддержка оказывается преимущественно семьям, в которых все мужчины погибли в военное время. Банк Грэмин, основанный Мохаммадом Юнусом в 1976, помогает женщинам, выделяя им небольшие ссуды на цели мелкого предпринимательства.
Образованная часть молодежи хорошо организована и вовлечена в политику. Почти все студенческие общины в стране принадлежат к объединениям, связанным с ведущими партиями. Студенты внесли весомый вклад в движение за независимость Бангладеш. Главная проблема состоит в разногласиях по многим социальным и экономическим вопросам, что порождает частые волнения в среде студенчества и приводит к временному закрытию учебных заведений.
Здравоохранение и социальное обеспечение. В стране распространены малярия и туберкулез. Улучшение здоровья населения труднодостижимо из-за неудовлетворительного питания и связанных с циклонами стихийных бедствий, приводящих к вспышкам желудочно-кишечных заболеваний. Дополнительные сложности вызывает безработица. Усилия государства по совершенствованию системы социального обеспечения дают малый эффект из-за недостатка средств.
КУЛЬТУРА
Образование. Грамотность взрослого населения оценивается в 35%. Начальное образование осуществляется на государственные средства, но не является обязательным. Официально считается, что 95% детей учатся в начальных школах, но эта цифра преувеличена, ибо в нее включены все дети, которые в течение учебного года хотя бы изредка посещали школу. Большинство средних школ частные. В Бангладеш имеется девять государственных колледжей. Новые веяния в сфере высшего образования привели к открытию примерно 20 частных университетов.
Литература и искусство. В период британского колониального господства современная бенгальская литература развивалась прежде всего в Калькутте, причем главным образом индусами, а не мусульманами. Особенно высокого уровня достигла в Бенгалии поэзия, наиболее выдающимся представителем которой был индус Рабиндранат Тагор (1861–1941). Именно его стихотворные произведения стали государственными гимнами и Бангладеш, и Индии. Первый широко известный писатель из бенгальцев-мусульман – Кази Нозрул Ислам (1899–1976). Популярный поэт Джасимуддин Абуль Фазл (1903–1976) сочинял яркие баллады в народном стиле, в которых отражалась жизнь местной деревни. Среди крупных бенгальских прозаиков выделяются современники Тагора: Сарат Чаттерджи, Бибхутибхушон Бондопаддхай и Прабхат Кумар Мукерджи. После 1947 появилась группа бенгальских писателей, завоевавших высокую репутацию в Восточном Пакистане. Некоторые из них создавали исторические романы, творчество других было сосредоточено на романтической прозе, третьи раскрывали классовые конфликты и столкновение личностей, в их числе – Шойед Валиулла, Шоукот Ошман, Абдул Гаффар Чоудхури и Аллауддинал Азад. В бенгальской литературе заметное место занимают также пьесы Мунира Чоудхури и яркая проза Мухаммада Шахидуллы, Муфаззала Хайдар Чоудхури, Энамула Хука, Сираджала Ислам Чоудхури и Бадруддина Омара.
Большую известность заслужили некоторые бенгальские художники. Зайнул Абедин представляет современное реалистическое направление в живописи. В число других видных бенгальских мастеров изобразительного искусства входят Камрул Хасан, Рашид Чоудхури, Хашим Хан и Муртаза Башир.
Страна богата музыкальными, танцевальными, песенными и театральными традициями. В сельских районах танцы и музыка связаны с народными праздниками, посвященными севу и жатве, наступающему Новому году, смене сезонов. В городах многочисленные частные труппы играют пьесы, устраивают вечера песни и танца.
Бенгальские ремесленники создали знаменитый даккский муслин, сари из Дакки славились своей тонкой выделкой. Пропагандой и развитием в Бангладеш разных видов искусств заняты многие организации и учреждения, в их числе Академия им. Бульбуля («Соловья»), названная в честь известного исполнителя фольклорных произведений, Музыкальная академия, Общество по развитию искусств и литературы и др. Известностью пользуется Бангладешская школа живописи и художественных ремесел.
Библиотеки, музеи и научные учреждения. Самым большим в стране книжным фондом располагает Даккский университет. Богатые книжные собрания имеют и остальные университеты. В Центральной публичной библиотеке в Дакке хорошо представлены издания последних десятилетий. Финансируемые правительством публичные библиотеки имеются в каждом окружном центре. Даккский музей владеет богатой коллекцией изображений индусских богов и богинь. Ценные экспонаты находятся в частных музеях в Раджшахи и Дакке, контролируемых государственными органами. Махастангарх в округе Богра и Майнамати в округе Комилла известны как места перспективных археологических раскопок.
Научные исследования ведутся прежде всего в университетах и более чем в 60 государственных научных учреждениях. Среди них – Комиссия по атомной энергии, Совет научных и технических исследований, Сельскохозяйственный научно-исследовательский совет, Медицинский исследовательский совет, Институт планирования семьи, Лаборатория леса, Центр повышения квалификации врачей, Метеорологическое управление и Национальный институт государственного строительства. Азиатское общество Бангладеш является крупнейшей и старейшей частной исследовательской организацией.
Средства массовой информации. Издательская деятельность почти целиком сосредоточена в частных руках. В 1996 выходили 142 ежедневных газеты, преимущественно на бенгали; основные общенациональные газеты публикуются на английском языке. Контроль за деятельностью радиовещания и телевидения осуществляет специальное Национальное управление. Телевизионные станции работают в Дакке и 9 провинциальных городах. Радио Бангладеш ведет передачи из Дакки, Читтагонга, Раджшахи, Кхулны, Рангпура и Силхета. Появилась возможность принимать телепередачи через спутники, запущенные Индией.
В стране действуют многочисленные кинотеатры, в которых демонстрируются фильмы на бенгальском и английском языках, хинди и урду. Ни один фильм не выходит на экран без предварительного одобрения цензуры. Для поощрения коммерческого кинопроизводства создана Корпорация развития кинематографии.
Спорт и праздничные дни. Наиболее популярными видами спорта являются футбол, крикет, хоккей на траве, теннис, стрельба и плавание. Бангладеш отмечает День независимости 26 марта. В числе других гражданских праздников: День памяти жертв – 21 февраля (в этот день в 1952 были убиты студенты, вышедшие с требованием признать бенгали официальным языком в Пакистане); День победы – 16 декабря (капитуляция пакистанских войск в 1971) и День подарков – 26 декабря. Собственные религиозные праздники справляют христиане (например, Рождество), буддисты (Будда пурнима), индусы (Дурга пунджа) и мусульмане.
ИСТОРИЯ
В составе Британской Индии земли современной Бангладеш (тогда восточная Бенгалия) превратились в ведущий в мире район экспорта джута. Его волокно перерабатывалось на предприятиях Калькутты и ее окрестностей и вывозилось на внешние рынки через Калькуттский порт. История территории Бангладеш до 1947 охарактеризована в статье ИНДИЯ Когда в 1947 английское господство в этом регионе прекратилось, произошел раздел на преимущественно индусскую Индию и преимущественно мусульманский Пакистан. Восточная Бенгалия вошла в состав Пакистана, будучи обособлена от его западной части 1600 км индийской территории, где осталась Калькутта. Это лишило новую провинцию прежнего экономического центра.
В период между 1947 и 1961 экономика Восточного Пакистана находилась в состоянии стагнации. Бенгальцы не были полноценным образом представлены в пакистанской армии, парламенте и центральном государственном аппарате, а правительство вкладывало основные средства в хозяйственное развитие западных провинций. Кроме строительства джутовых фабрик, преимущественно на средства инвесторов из западной части страны, в промышленности Восточного Пакистана было трудно обнаружить другие позитивные сдвиги. Население же провинции росло быстрее, чем увеличивалось производство риса, и приходилось расширять импорт продовольствия. Хотя джут служил главным источником валюты для всей страны, восточная провинция существенно отставала по уровню жизни от Западного Пакистана.
Во главе национально-освободительного движения в конце 1960-х – начале 1970-х годов встал Шейх Муджибур Рахман, руководитель партии Авами лиг, выступившей 26 марта 1971 с декларацией о создании независимого государства Бангладеш. После гражданской войны, в которой Индия поддержала восставших, 16 декабря 1971 пакистанские правительственные войска сдались, что явилось решающей победой на пути становления нового государства. В январе 1972 Муджибур Рахман вернулся из изгнания и занял пост премьер-министра Бангладеш.
Муджибур Рахман выдвинул четыре основополагающих принципа, которых должно было придерживаться молодое государство: национализм, социализм, секуляризм и демократия. Он приступил к разоружению боевых повстанческих отрядов и пригласил зарубежных экономистов для разработки программы развития страны по социалистическому пути. В 1972 была проведена национализация многих промышленных предприятий, включая джутовые и хлопчатобумажные фабрики и сахарные заводы, а также банков, страховых компаний и чайных плантаций. В конце 1972 был учрежден парламент. Состоявшиеся в марте 1973 всеобщие выборы принесли победу Авами лиг.