Византия - Рефераты по географии
ваварского мира.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации.
Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не
сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла
сложное и многоликое явлениедуховной жизни эпохи. В V-VII вв.
поисходило становление христианской литургии, развивались новые жанры
вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус,
включается в сиситему репрезентации государственой власти. Особый
колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых
представлений и народных праздненств, отразишая богатейшую песенно-
музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из
этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный
смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и
неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности
музыки как искусства универсального и вто же время обладающего силой
массового и индивидуального психологического воздейсвия, и включило ее
в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять
доминирующее положение в средневековой Византии.
В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли
массовые зрелища. Правда, античный театр начинае клониться к упадку -
античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов,
жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место
театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями,
пользующимися огромной популярностью.
Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то
можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности
византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что
византийская культура была открыта други культурным влияниям
получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синте-
зировались главной , ведущей греко-римской культурой.
Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города
империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами
ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности,
где сохранялось богатое наследие античности.
Борьба светской и церковной культур особенно характерна для
первого периода истории Византии. В истории Византийской культуры
первые века существования Византии были временем острой идеологической
борьбы, столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных
коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного
творчества, позитивного развития науки и искусства. Это были века,
когда в муках борьбы старого с новым рождалась культура будущего
средневекового общества.
Во втором этапе развития культуры, который пришелся на
время со второй половины VII в. до XIIв., выделяют время
иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IXв., время правления
императоров Македонской династии ( так называемое "Македонское
возрождение" : 867-1056гг., и время царствования Комнинов
("Комниновское возрождение" : 1081-1185 гг.).
Определяющей чертой духовной жизни империи к середине VII
столетия стало безраздельное господство христианского мировоззрения.
Глубокую религиозность симулировали теперь не столько догматические
споры, сколько наступление ислама, которое вели арабы, вдохновляясь
"священной войной" и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами.
Еще более возросла роль церкви. Нестабильность жизненных устоев,
хозяйственная и бытовая неустроенность масс населения, нищета и
постоянная опасность со стороны внешнего врага обострили религиозное
чувство подданых империи : утверждались дух смирения перед
превратностями "мира сего", безропотного подчинения "духовным
пастырям", безграничная вера в чудеса и знамения, в спасение через
самоотречение и молитву. Стремительно увеличивалось сословие монахов,
множилось число монастырей. Как никогда ранее, расцвел культ святых, в
особенности поклонение известным лишь в данной местности, округе,
городе ; на них как на "собственных" небесных заступников возлагались
все надежды.
Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать над
умами прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение.
Этому способствовало и снижение уровня грамотности населения, крайнее
сужение светского знания.
Однако торжество теологии, утверждение ее господства с помощью
насилия таили серьезную опасность - богословие могло оказаться
бессильным перед критикой иноверцев и еретиков. Как всякая
идеологическая система христианство нуждалось в развитии.
Необходимость этого осознавалась в узких кругах церковной элиты,
сохранившей традиции высокой религиозной и светской образованности.
Систематизация богословия становилась первейшей задачей, а для этого
предстояло снова прбегнуть к духовным сокровищам античности - без ее
идеалистических теорий и формальной логики новые задачи теологов были
невыполнимы.
Поиски оригинальных философских и богословских решений
предпринимались уже во второй половине VII в., хотя наиболее
выдающиеся труды в этой сфере были созданы в следующем столетии.
Характерен в данной связи тот факт, что на общем фоне упадка
культуры в середине VII в., в сущности лишь теология испытывала
определенный подъем : этого требовали насущные интересы правящей