ЛАОС - Рефераты по географии
Искусство народов Лаоса по духу родственно тайскому и кхмерскому. Под Саваннакхетом сохранились памятники первобытной культуры — святилища, сходные с прасатами Кампучии, а в Долине Кувшинов — каменные овальные сосуды трехметровой высоты, датируемые I—V вв. Видимо, их использовали как погребальные урны.
В Лаосе почти не сооружалось каменных архитектурных ансамблей, которые могли бы быть сопоставлены с величественными памятниками зодчества соседних стран. Но сложившиеся в Лаосе типы зданий занимают важное место в истории искусства. Здесь, в частности, сохранились великолепные образцы деревянного зодчества — ваты (пагоды). Каждый ват имеет статую Будды, молельню, библиотеку и святилища — тхаты — подобие индийских ступ. Иногда тхаты строились и как самостоятельные архитектурные комплексы. Таков тхат Луанг близ Вьентьяна (XVI в.), восстановленный в 1938 г. В отличие от пагод тхаты всегда возводились из кирпича или камня.
Один из наиболее старых ватов, сохранившихся в стране, — Ксенг-Тонг в Луан-гпхабанге (1561 г.). В нем наиболее ясно выражены основные черты средневековой архитектуры Лаоса. Прямоугольное в плане здание увенчано высокой крутой кровлей, составленной из нескольких перекрывающих друг друга частей. Верхние угловые концы кровли завершены изогнутым заостренным коньком — стилизованным изображением змей-наги. Другие пагоды на севере Лаоса варьируют подобный тип вата,
На юге страны ват имеет несколько иной облик. Здесь чувствуется большая близость к таиландской архитектуре. Южные ваты отличаются более крупными размерами и великолепием, но в них меньше своеобразия и благородства пропорций, свойственных северным ватам. Примером южного зодчества может служить ват Фра Кео во Вьентьяне (XVI—XVII вв.).
В искусстве Лаоса скульптура не получила такого развития, как в граничащих с ним странах. Основным скульптурным мотивом является изображение Будды, выполненное чаще из дерева, покрытого лаком, или бронзы, реже из камня или обожженной глины; лицо Будды всегда имеет явно выраженные этнические черты.
Декоративное искусство не носит религиозной окраски. Птицы, животные, человеческие фигурки искусно вплетены в резное обрамление дверей, ставен и светильников храмов или украшают ларцы для рукописей.
Наиболее развитыми видами народного прикладного искусства являются художественное ткачество, обработка драгоценных камней и металла, производство эмалей. В тонких ювелирных и красочных лаковых изделиях наряду с религиозными и мифологическими сюжетами встречаются реалистические сцены из народной жизни, пейзажи, портреты и натюрморты.
Лаосская литература основана на письменных светских и религиозных произведениях, но впитала в себя и дух устного народного творчества -— песен, сказок, мифов, главными персонажами которых выступают народный герой — веселый уличный мальчишка, а также неумный и жадный богач, колдун и обманщик- Первые письменные памятники (XIII в.) повествуют о важнейших событиях и обычаях страны, ее политическом и социальном устройстве. Современная литература представлена в основном небольшими рассказами и стихами.
Музыкальная культура основана на пя-тиступенной гамме без полутонов. Лаосцы любят мелодичные, напевные песни и озорные праздничные частушки; праздники сопровождаются круговым коллективным танцем — лам-вонгом, исполняемым под аккомпанемент народного музыкального инструмента кхена, по звуку напоминающего орган.
Искусство Лаоса впитало многие черты культуры других народов, по-своему развило их и донесло до нашего времени.
7.Список литературы:
1.Страны и народы. Зарубежная Азия 1979г.
2.Большая советская энциклопедия. Том 16 1984г.
3.Атлас мира. 1994г.
Дата публикации: 2004-11-08 (17589 прочтено)