Народы Северного Кавказа - Рефераты по географии
ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; совр. числ. ок. 10 тыс. чел. Говорят на диалекте адыгейского яз. Верующие - мусульмане-сунниты. Ш. составляли одну из самых крупных групп нричерноморских адыгов (совр. адыгейцев), населяли земли между рр. Джубга и Шахе (т.п. Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по рр. Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В кон. 1860 был учреждён меджлис, объединивший Ш., убыхов и натухайцев. В 1864 осн. часть Ш. вместе с др. адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось ок. 2 тыс. Ш., их земли стали заселяться иноэтнич. элементом. В 1924 был создан Шапсугский нац. р-н с центром в Туапсе, затем в с. Красно-александровское и Лазаревское, в 1945 преобразованный в Лазаревский р-и Краснодарского кр. На 1-м съезде шап-сугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского нац. р-на. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского нац. р-на. Традиц. культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с кон. 18 в. широко распространилась кукуруза. Разводили кр. и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной культуре традиционные элементы сохранились гл. обр. в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров). Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовныс платки. В общественно-семейном быту сохраняются мп. патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств -грома и молнии Шиблс, плодородия Со-зсреша, покровителей скотоводства Еми-ша, Ахипа, Хакусташа, кузнечного ремесла Тленша и др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцсгуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.
Дагестан
АВАРЦЫ, м а арулал (само назв.), народ в России, коренное нас. Дагестана. Числ. в России 544,0 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 496,1 тыс. чел. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане (Белоканский и Закатальский р-ны - 44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс. чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. Говорят на аварском яз. нахско-даг. группы северо-кавказ. семьи. Диалекты делятся на 2 группы: сев. наречие - зап. (салатавский), вост. и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие - андалальский, анцухский, гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). Распространён рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. Осн. масса А. живёт во внутреннегор-ной и альпийской зонах, в 1940-60-е гг. часть переселилась на равнину. С А. связывают известные со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (2 в.) савиров. С 5 в. терр., заселённая А., известна как царство Серир. Позднее А. входили в состав Аварского и Мехту-линского (обр. в 18 в.) ханств и много-числ. (ок. 40) "вольных обществ" (союзов сел. общин). Общая правовая система и политич. консолидация А. способствовали выработке у них т.н. гъоболмац! ("язык гостя" или болмац!, "язык войска"), положенного в основу лит. яз. В 15 в. утвердился ислам. С 16 в. существовала письменность на араб. графич. основе. После присоединения Дагестана к России (1813) А. приняли участие в освободит. борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. Во 2-й пол. 19 в. к А. стали проникать товарно-ден. отношения. Нац. консолидация А. ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921, с 1991 -Респ. Дагестан). Традиц. занятия - скот-во и пашенное земледелие (ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукуруза, картофель, лён, конопля). В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (гл. обр. отгонное овцеводство). Традиц. породы овец грубошерстные, в сов. время появились тонкорунные. Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур, трёхъярусное использование участков. Существовала оросит. система. Орудия труда: дер. плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуша, вилы, грабли, дер. лопата. Дом. промыслы и ремёсла: ткачество (сукноделие), про-из-во войлока, ковров, медной посуды, дерев. утвари, обработка кож, ювелирное, кузнечное, оружейное, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, медь, мельхиор). Было развито отходничество в др. р-ны Кавказа. Поселения А. в высокогорье небольшие (30-50 домов), чаще близ речек, в горных р-нах - довольно крупные (300-500 домов) на склонах, по краю обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. Мн. селения имели боевые башни. В сов. период возникли поселения совр. типа на равнине. Традиц. жилища каменные с плоской земляной крышей одно-, двух-, трёхэтажные, 4-5-этажные башне-образные с отд. входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила двором для другого. Характерен опорный центр, столб, украшенный резьбой. Совр. жилище одно этажное и двухэтажное многокамерное, крытое железом или шифером, с застеклённой террасой. Традиц. костюм общедаг. типа. У мужчин: туникообразная рубаха, штаны, беш-мет, черкеска, папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень. Обувь кожаная, войлочная, вязаная. У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное платье с двойными рукавами, голов. убор чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы, кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерст. носки. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Традиц. пища - мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда. Традиц. социальная организация - сел. община, включавшая патриархальные кровнородств. объединения - тухумы. Семья гл. обр. малая, двухпоколенная. Придерживались андогамии (родств., внутритухумная, сел.). Сем. отношения определяли нормы шариата. Осн. форма брака - сговор (по сватовству). Сильны были традиции внутритухумной солидарности. Существовали муж. союзы. Обществ, жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения - уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Развит фольклор (эпич. и лирич. сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки). Разнообразны танцы: быстрые, медленные, муж., жен., парные. Муз. инструменты: чагчана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Сохранились пережитки домусульм. верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и др.). Вые. уровня достигли проф. литература, искусство, наука.
АГУЛЫ, агул, агулар (самоназв., "жители Агула"), народ в России, коренное нас. Дагестана. Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в труднодоступных ущельях, в городах, в Дербентском р-не (переселенцы 1960-х гг.). Общая числ. 18,7 тыс. чел. Числ. в России 17,7 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 13,8 тыс. Говорят на агульском яз. нахско-даг. группы се-верокавказ. семьи, диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), ко-шанский, буркиханский, фитинский. Распространены лезгинский, азерб., рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. Наиб. ранние сведения об А. в арм. источнике 7 в., где они наз. агутакани, о жителях ущелья Кушан-дере 8-9 вв. есть упоминания в арабских источниках. Происхождение этнонима А. можно связать с назв. ущелья - Агулдерс. В 14- 18 вв. А. в составе Казикумухского шам-хальства объединялись по ущельям в союзы сел. общин. После присоединения Дагестана к России со 2-й пол. 19 в. А. вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Традиц. занятия - пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со 2-й пол. 19 в.- картофель, морковь, лук, чеснок) и скотоводство (кр. и мелкий рог. скот, лошади, ослы, мулы). Поля, в осн. богар-ные,- небольшие участки на склонах, часто террасированных. Содержание овец - горно-стационарное, кр. рог. скота - выгонно-стойлово-пастбищное. С.-х. орудия общедаг. типа: лёгкий плуг (дуруц), серпы, короткая коса для одной руки, молотильные доски, дерев. грабли, вилы, лопаты, сита, подносы для веяния. Были развиты кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и т.д.), резьба по дереву, камню. Совр. х-во многоотраслевое. У переселенцев на равнину развиваются виноградарство, садоводство, овощеводство. Из дом. промыслов в горах сохраняется ковроткачество. Традиционная социальная организация - сельская община. Сел. община была самост. хоз.-терр. единицей. Сохранялись патриарх, кровнородств., преим. эндогамные объединения - тухумы. Преобладающая форма семьи - малая, разл. типы неразделённой семьи (15~20 чел.) встречались пережиточно до нач. 20 в. Традиц. поселения насчитывали в среднем ок. 60 х-в, делились на тухумные кварталы. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах - сторожевые башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Планировка селений: на склонах -ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном месте, на гребне горы - кучевая, характерны комбинации разл. типов. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сёл на равнине - квартально-уличная. Традиц. жилище каменное, прямоуг. в плане, 2-3 (реже 4)-этажное с узкими окнами и одним входом (дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со 2-й пол. 19 в. появляются открытые лоджии и балконы, хоз. помещения выделяются в отд. постройку. Совр. жилище - двухэтажное кам. многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застеклённой верандой, большими окнами. Традиц. одежда общедаг. типа, у мужчин - туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с нач. 20 в.- кавказская рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда носилась с кожан, поясами с серебр. набором. Тёплая одежда - распашные овчинные шубы с обычными и ложными рукавами, бурка. У женщин - туникообразное платье-рубаха, цветные шаровары, матерчатый пояс, бешмет, с кон. 19 в.- длинное отрезное в талии платье, распашная овчинная шуба, безрукавка, на голове - мешочек для волос, платок, покрывало. Обувь вязаная, из кожи, сафьяна. Разнообразны серебряные украшения. Традиц. пища - мучная и мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр и др.). В обществ, жизни сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. Характерны праздники, связанные с нар. с.-х. календарём. Фольклор - лирич., бытовые песни, плачи, сказки, пословицы, поговорки, танцы: медленный азерб. (в осн. жен.), быстрый парный, коллективный. Муз. инструменты: тар, саз, зурна, барабан. Развито декоративное искусство, резьба по камню, дереву.