Народы Северного Кавказа - Рефераты по географии
ГОРСКИЕ ЕВРЕИ, джухур (само-назв.), этнолингвистич. группа евреев в России (11,3 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 3,6 тыс. чел., Кабардино-Балкарии -3,2 тыс. чел., Чечне и Ингушетии -2,6 тыс. чел.). Живут также в Азербайджане - 5,5 тыс. чел. Общая числ. в пределах быв. СССР - 18,5 тыс. чел. Язык - татский иранской группы индоевроп. семьи. Распространены аварский, кумыкский, азербайджанский, рус. языки. Письменность на осн. рус. алфавита. Верующие - иудаисты. Судя по языковым и косвенным исто-рич. данным, община Г.е. формировалась в 7-13 вв. в ходе иммиграции евреев из Сев. Ирана, а также, возможно, из близлежащих р-пов Византийской им
Ингушетия. Чечня.
ИНГУШИ, галгаи (самоназв.), народ в России (215,1 тыс. чел.), в т.ч. в Ингушетии и Чечне (163,8 тыс.), в Сев. Осетии (32,8 тыс.) и др. Более мелкие группы живут в Казахстане (20 тыс. чел.), Ср. Азии, а также на Бл. Востоке. Общая числ. более 237 тыс. чел. Вместе с чеченцами (общее самоназв. вайнах) относятся к коренному нас. Сев. Кавказа. Говорят на ингуш, яз. нахско-даг. группы северо-кавк. семьи. Распространён также рус. яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В горах И. жили отд. обществами: Галгаевское (отсюда самоназв. И.), Цоринское, Джейраховское и Мецхальскос. Переселение на равнину начинается в 16-17 вв. Одним из гл. направлений ингушской миграции с гор являлись Тар-ская долина и др. земли по р. Камбилеевке. Здесь не позднее кон. 17 в. расположилось с. Онгушт (отсюда назв. И.), ныне с. Тарскос Пригородного р-на Сев. Осетии. Особенно интенсивным стал миграционный процесс в 19 в. В 1810 Ингушетия вошла в состав России. В 1817 местное население было переселено из большей части Сунженского р-на в Назрань. В 1924 в составе РСФСР была выделена Ингушская АО, в г. Владикавказе размещался ее административный центр, в 1934 она объединена с Чеченской АО в Чечено-Ингушскую АО, в 1936 преобразованную в АССР. В 1944 И. вместе с чеченцами были насильственно депортированы в Ср. Азию и Казахстан, республика упразднена. В 1957 Чечено-Ингушская АССР восстановлена, народ вернулся на свою терр., при этом Пригородный р-н, составляющий около половины терр. плоскостной Ингушетии, остался в составе Сев.-Осетинской Республики, что служит источником конфликта И. с осетинами, занявшими там дома и земли. Принятие в апр. 1991 закона "О реабилитации репрессированных народов" и самопровозглашение независимости Чечни в нояб. 1991 вызвали движение за создание самостоят. Ингушской респ. (обр. в 1992 в составе Рос. Федерации). В результате вооруж. конфликта в Сев. Осетии и войны в Чечне в Ингушетию въехало ок. 100 тыс. И. В хоз-ве нас. горной Ингушетии ведущее место занимало альпийское скотоводство (овцы, коровы, лошади, волы), сочетавшееся с земледелием (ячмень, овёс, пшеница), нущелий. Были распространены жилые, полубоевые (высота 8-10 м) и боевые (12-16 м) башенные постройки. Известны боевые башни в пять и реже шесть этажей (средняя высота 25-27 м). Возводились замковые комплексы и заградительные стены. На равнине И. жили кр. селениями, вытянутыми вдоль рек и дорог. Старинное жилище - хата-мазанка, позже длинный саманный или турлучный дом, в к-ром помещение каждой супружеской ячейки имело отд. выход на террасу. Рядом с комнатой главы семьи и его жены - кунацкая (гостевая комната). Совр. дома - преим. кирпичные с черепичной или железной крышей. Традиц. одежда И. общекавк. типа. Муж. рубаха навыпуск с воротом на пуговицах спереди, перетянутая ремнём, прилегающий к талии бешмет с поясом и кинжалом. Позже получила распространение общекавк. черкеска с газырями. Тёплая одежда - овчинная шуба и бурка. Осн. головной убор - папаха конусовидной формы, войлочные шляпы. В 20-е гг. 20 в. появились фуражки, иеск. позже -высокие сильно расширяющиеся кверху папахи. Повседневная жен. одежда: удлинённое платье-рубаха с разрезанным воротом на пуговице, широкие штаны, бешмет. Повседневные головные уборы -платки и шали.
Традиц. пища И.~ в основном мясо-молочная и растительная. Наиб. распространены: чурек с соусом, галушки из кукурузной муки, пышки из пшеничной муки, пироги с сыром, мясо с галушками, мясной бульон, молочные продукты (специ-фич. "даты-кодор" - творог с топлёным маслом) и др. В пищевой рацион входили продукты охоты и рыболовства. Сохранялись фамильно-патронимическая организация, кровная месть, куначество, обычаи гостеприимства, почитания старших. При преобладании малых семей были нередки и большие семьи, особен в горах. Браки экзогамны по обеим линиям, практиковался брачный выкуп. Тесная солидарность родственников и строгая экзогамия характерны и для совр. И. Традиц. верования: тотемизм, анимизм, магия, семейно-родовой культ святынь и покровителей, аграрные и погребальные культы и др. Имелся развитый пантеон (верховное божество - Диела). Большое значение имели нар. медицина, календарные обряды. Ислам утвердился в 1-й пол. 19 в., распространяется в предгорно-плоскостной зоне - с 16-18 вв., в горной - с 19 в. В фольклоре И. заметное место занимает нартский героич. эпос. Устное нар. творчество: героич., историч. и лирич. песни, сказки, сказания и предания, пословицы и поговорки. Излюбленный танец - парная лезгинка. В прикладном иск-ве выделяются резьба по камню и изготовление войлочных ковров красных и оранжевых тонов с самобытным орнаментом (оленьи рога, горные растения, астральные фигуры).
ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназв.), народ в Рос. Федерации (899 тыс. чел.), осн. нас. Чечни. Числ. в Чечне и Ингушетии 734 тыс. чел. Живут также в Дагестане (ок. 58 тыс. чел.), Ставропольском кр. (15 тыс. чел.), Волгоградской обл. (11,1 тыс. чел.), Калмыкии (8,3 тыс. чел.), Астраханской (7,9 тыс. чел.), Саратовской (6 тыс. чел.), Тюменской (4,6 тыс. чел.) обл., Северной Осетии (2,6 тыс. чел.), Москве (2,1 тыс. чел.), а также в Казахстане (49,5 тыс. чел.), Киргизии (2,6 тыс. чел.), на Украине (1,8 тыс. чел.) и др. Общ. числ.-957 тыс. чел. Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков - накшбапди и падири. Говорят на чеченском яз. нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалин-ский, галанчожский, кистинский. Распространён также рус. яз. (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на осн. араб., затем - лат. графики, с 1938 - на основе рус. алфавита. В "Географии" Страбоиа упоминается этноним гаргареи, этимология к-рого близка цахскому "гергара" - "родной", "близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В арм. источ- никах 7 в. Ч. упоминаются под именем нахча матьян (т.е. "говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 в. упоминается "народ нохчи". В перс. источниках 13 в. дано назв. сасапы, позднее вошедшее в рус. документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные назв. Ч. (ичке-ринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - ч1аьнтий, шаройцы - шарой, терлойцы - т1ерлой). Антропол. тип пранахов можно считать сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Ч., освоившие не только сев. склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих обл. Сев. Кавказа в 8-12 вв. сформировалось полиэтнич. Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана - гос. образование Сарир. После монголо-татар. нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К кон. 14 в. население Чечни объединилось в гос-во Симсисм. В 16-17 вв. Кавк. перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые рус. крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатич. связи чеч. правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются совр. границы расселения Ч. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в отношении Чечни приобретает колон, характер. В последние годы правления Екатерины II рус. войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавк. военной линии, основали воен. крепости от Моздока до Владикавказа по чеч.-кабард. границе. Это привело к росту освободит. движения Ч. в кон. 18-1-й пол. 19 вв. К 1840 на терр. Чечни и Дагестана складывается теократич. гос-во - имамат Шамиля, первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена вместе с Хасавюртовским окр., заселённым ауховскими Ч. и кумыками, в Терскую обл. В 1922 образована Чеченская авт. обл. в составе РСФСР. Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у нес в ходе Кавк. войны. Были введены делопроиз-во и преподавание на родном яз., проведены другие культурные и соц.-экономия, преобразования. Вместе с тем начавшаяся в 1920-х гг. коллективизация, сопровождавшаяся репрессиями, нанесла большой урон Ч. В 1934 Чечня объединена с Ингуш. АО в Чеч.-Ингуш. АО, с 1936 - Чеч.-Ингуш. АССР. В февр. 1944 ок. 500 тыс. Ч. и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них значит, число погибло в первый год ссылки. В янв. 1957 Чеч.-Ингуш. АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для Ч. были закрыты цеск. горных р-нов, и бывших жителей этих р-нов стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах. Ч.-ауховцы вернулись в Дагестан. В 1992 съезд нар. депутатов Рос. Федерации постановил преобразовать Чеч.-Ингуш. Респ. в Ингуш. Респ. и Чеч. Респ. Традиц. землсдельч. культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полезное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных обл. было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили кр. рог. скот, использовавшийся в т.ч. в качсстве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйств, специализация: получая хлеб с равнины, горные Ч. сбывали взамен излишки скота. Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеч. сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртов-ском, Аргунском окр. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и др. войлочных изделий. Центрами оружейного произ-ва были сел. Старые Ата-ги, Ведено, Дарго, Шатой, Джу гурты и др., гончарного - сел. Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, произ-во шёлка, обработка кости и рога. Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В ниж. этаже помещался скот, в верх., состоявшем из двух комнат,- жильё. Многие селения имели жилищпо-оборонит. башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиц. жилище - турлучное, состояло из неск. комнат, вытянутых в ряд, с отдел, выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Осн. комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во дворе. Двор с хоз. постройками обычно обносился забором. Отличит, чертой интерьера чеч. жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочаж-ной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на муж. и жен. половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных овец. Не позднее 16 в. Ч. было известно произ-во шёлка и льняного полотна. Традиц. одежда имела много общего с общекавк. костюмом. Муж. одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными но талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлич. застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись н ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, бурка (верта). Муж. голов, уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть. Осн. элементами жен. одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела тупикооб-разный покрой, длину иногда ниже колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верх. одеждой был бешмет. Праздничной одеждой служила