Республика Аргентина - Рефераты по географии
В конце 1920-х гг. в архитектуре Аргентины зарождаются рационалистические тенденции. Развитие этого направления связано с работами архитектора А. Вирасоро (род. 1892; Дом театра в Буэнос-Айресе, 1927), А. Пребиша (кинотеатр «Гран Рекс» в Буэнос-Айресе, 1937, жилые дома). Арх. А. Вилар создал серию станций Автомобильного клуба, появились первые высотные здания (Эль Каванаг в Буэнос-Айресе, 1935, арх. Санчес, Лагос, де ла Торре). Исследование арх. В. Акосты «Жилище и город» (1936), а также построенные им жилые дома в Буэнос-Айресе ставили проблему функций и формы жилища в конкретных климатических условиях. Строились многоэтажные жилые здания («Арройо» в Буэнос-Айресе, 1935, арх. X. Кальнай). Из градостроительных работ особенно выделяется объездная магистраль — Авенида Хенераль Пас в Буэнос-Айресе с мостами и развязками в разных уровнях (1937—41, инж. П. Паласо). В 40—50-х гг. передовые архитекторы объединялись вокруг группы «Аустраль», выступавшей против внешнего модернизма, за чистоту стиля. Наиболее значительные постройки этого времени: жилой дом на ул. Виррей дель Пино в Буэнос-Айресе (1941—43, арх. X. Феррари Ардой и X. Курчан), здание «ЭССО» в Буэнос-Айресе (1945—51, арх. Л. и А. Мореа), виллы в предместьях городов (арх. А. Вилар, А. Вильяме). Для последующих лет характерен отход от сухого рационализма. Зодчие обращаются к принципам органич. архитектуры (односемейные дома в Ту-кумане, Росарио, Санта-Фе, 1950, итал. арх. Э. Тедески; виллы в Мар-тинесе, арх. X. Виванко, В. Пелуф-фо, А. Бонет), а также к развитым пространств, и структурным композициям (средняя школа в пров. Мисьонес, 1962, арх. М. Сото и Р. Риварола; детская больница в Тукумане, 1960, арх. Э. Сакристе; муниципалитет в Кордове, 1953—62, арх. С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини). Муниципальный театр «Сан-Мартин» в Буэнос-Айресе (1953—60, арх. М. Р. Альварес и М. О. Руис) включает, помимо двух театральных залов, библиотеки, кинозал, школу артистического искусства, музейные и выставочные залы. Здание Банк оф Лондон энд Саут Америка в Буэнос-Айресе (1960—66, арх. К. Теста, р. 1923, С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини) интересно смелым использованием новых конструкций и материалов. Значительны работы арх. X. Соль-соны в Буэнос-Айресе (здание РАТЕ, 1966; Муниципальный банк, 1968), а также арх. К. Тесты, Ф. Росси, А. Гайдо и Б. Дабиновича: Гражд. центр — здание провинц. управления в Санта-Росе (1957—63), Нац. б-ка в Буэнос-Айресе (арх. Ф. Бульрич, К. Теста).
Изобразительное искусство
Древнее индейское искусство Аргентины — расписная и фигурная керамика, петроглифы, ткани с геометрическим орнаментом,- украшения из перьев, культовая скульптура из камня, дерева и глины. В колониальный период искусство Аргентины носило преимущественно религиозный характер, преобладала резная деревянная скульптура (ретабло, кафедры); в живописи появлялись и светские жанры (гл. обр. портрет). После провозглашения независимости (1816) начинает складываться художеств, образование. В 1821 при Ун-те Буэнос-Айреса была открыта Школа рисунка. В 1-й пол. 19 в. в Аргентине работали гл. обр. европ. мастера: живописцы и графики К. Пельегрини (1800—75), С.Бакль (1794—1838), Р. Монвуазен, И. М. Ругендас, скульпторы X. А. Г. Эрнандес (1750—1821), К. Ромайроне и др. Одним из первых аргентинских художников был костумбрист К. Морель (1813—94). В сер. 19 в. складывается творчество П. П. Пуэйрредона — основателя нац. школы портрета, пейзажа, бытового жанра. Во 2-й пол. 19 в. ведётся борьба за создание нац. художеств, школы. Её возглавили художники-реалисты Э. Сиво-рщ Э. Скьяффино (1858—1935), Э. де ла Каркова (1867—1927). При их участии создаются Общество поощрения художеств (1878) с художеств. школой и Национальным музей изящных искусств (1895). В скульптуре к местной тематике обратился Л. Корреа Моралес (1852—1923). В нач. 20 в. господствующим направлением в искусстве Аргентины стал импрессионизм, основными представителями которого были М. Мальярро (1865—1911), Ф. Фадер (1882—1935), скульпторы Р. Ирур-тия (1879—1950), П. Сонса Бриано (1886—1941) и др.; позже развиваются постимпрессионизм (Р. Сильва, 1890—1919), экспрессионизм (Э. Кульен Аерса, 1879—1936). С 1920-х гг., особенно после создания (1929) т. н. авангардистской школы (Р. Сольди, р. 1905), в иск-ве Аргентины начинают развиваться модернистские течения — кубизм (Э. Петто-рути), сюрреализм (Р. Форнер), абстракционизм (скульпторы А. Сибельино, 1891—1960, П. Курателья Манес, 1891—1962), широко распространившиеся после 2-й мировой войны. Одновременно достигла расцвета школа совр. реалистического иск-ва Аргентины. Её крупнейшие представители: X. К. Кастаньино, А. Бер-ни (в 60-е гг. отошедший от реализма), Л. Э. Спилимберго, Б. Кин-кела Мартин, С. Б. де Кирос, А. Алисе (1886—1943), Д. Урручуа (р. 1902), скульпторы А. Риганельи, Л. Фальсипи и др. многообразно отразили в своих произведениях жизнь народа. На реалистической основе развивалась монументальная живопись (X. К. Кастаньино, Л. Э. Спилимберго и др.) и скульптура (Л. Бадии, р. 1916). К реалистическому направлению тяготели М. К. Викторика (1884—1955), Э. Сентурьон (р. 1894), Р. Гомес Корнет (1898—1964), О. Бутлер (р. 1897) и др., в чьих пейзажах и жанровых сценах декоративная яркость цвета сочетается с пластич. выразительностью формы. На позициях реализма стоит и большинство скульпторов: А. Бигатти (1898—1964), X. Фьораванти, Э. Сото Авенданьо и др. Графика Аргентины успешно развивается с 1930-х гг. Социальную тему в графике разрабатывали старейшие художники А. Р. Виго, X. К. Кастаньино, В. Ребуффо (р. 1903) и продолжают мастера последующих поколений — Л. Пельегрини (р. 1911), X. Гнекко (р. 1914), Н. Онофрио (р. 1927), А. Бриес (р. 1933) и др.
В 60—70-е гг. в Аргентине распространяются новейшие авангардистские течения: «кинетическое иск-во» (X. Ле Парк, р. 1928), «геометрическое искусство» (Э. Мак-Интайр, р. 1929), «поп-арт» (А. Берни, М. Минухин, р. 1941) и др. Как оппозиция абстракционизму развивается течение «новой вещественности» (Р. Максио, р. 1931).
Музыка
В народной аргентинской музыке преобладает креольский фольклор. Музыка аборигенов сохранилась только в северо-западных провинциях Аргентины. Её стилистические особенности, песенные и танц. жанры (баруала, видала, ярави, уайно) и инструменты (духовые — кена, эрке, эркенчо, пинкильо, сикуил и антара; различные ударные) преим. те же, что в индейской музыке Боливии и Перу. Под влиянием испанцев индейцы начали использовать некоторые европейские инструменты (скрипка, арфа), а также применять в своей традиционной музыке 3-дольные метры и элементы диатоники.
Из старинных креольских песен и танцев (расцвет относится к кон. 18 — 1-й пол. 19 вв.) сохраняются тристе, эстило, тоно, куэка (см. Самакуэка), гато, чакарера, фирмеса, байлесито, маламбо, перикон, сьелито, куандо, медия-канья, ранчера; из более поздних —милонга, танго. Осн. инструмент — гитара;
широко распространён также аккордеон (гл. обр. в вост. провинциях и на побережье Аргентины).
Изучением и систематизацией музыкального фольклора Аргентины занимался К. Вега, основавший в 1931 Институт музыковедения при Министерствеве нарлдного просвещения. Существен вклад в аргент. фольклористику его ученицы — И. Аретс-Тьеле.
Становление проф. музыки (17 в.) связано с деятельностью католических миссионеров и музыкантов (X. Васео, Л. Бержер, А. Сеп и др.). Первые нац. композиторы были гл. обр. любителями, среди них — публицист и общественный деятель X. Б. Альберди, А. Алькорта, X. П. Эснаола. Композиторы следующего поколения, получившие наименование «первых профессионалов», создавали произведения академии, жанров и форм — от камерных сочинений до первых опытов симфонической и оперной музыки: Д. Коста, X. Гутьер-рес, Л. X. Бернаскони, М. Рохас, С. Берон, Ф. Харгривс.
Родоначальником профессиональной композиторской школы Аргентины явился А. Вильяме, основавший одну из первых в Аргентине консерваторий (1893), музыкальное издательство «Кена» и музыкальный журнал того же названия; многие годы он возглавляя Нац. комиссию по делам изящных искусств и Нац. концертную ассоциацию, вёл большую педагогическую работу.
В кон. 19 — нач. 20 вв. большое внимание уделялось оперному жанру, однако композиторы находились под значит, влиянием итальянской оперы. Один из зачинателей нац. направления в оперном искусстве — Ф. Боэро (1884—1958) был автором первой аргент. оперы на испанском языке «Тукуман» (1918). Первая нац. симфония создана А. Берутти (1862—1938) («Аргентинская симфония», 1890). К серьёзной разработке аргентинского музукального фольклора обратился X. Агирре (1868—1924), стиль которого отличается яркой самобытностью. Нар. музыка служит основой многих произв. Ф. Угарте (симф. поэма «Среди гор», 1922; «Танго» для оркестра, 1950, и др.), К. Лопеса Бучардо (1881—1948) («Аргентинские сцены» для оркестра, 1922).
В 1929 сложилась «Группа муз. обновления», ставившая своей задачей создание совр. муз. искусства. В неё вошли композиторы нац. ориентации: бр. X. М. Кастро, X. X. Кастро и В. Кастро, X. Хиларди П889—1963), X. Фишер, Л. Джан-нео, О. Сиккарди. Среди них выделяется X. X. Кастро, творчество которого сформировалось под воздействием франц. импрессионизма и нац. аргентинских традиций («Аргентинская симфония», 1936; опера «Прозерпина и чужестранец», 1952). Некоторое время к этой группе примыкал X. К. Пас (вскоре отошёл от нац. направления, стал последователем додекафонной системы австр. комп. А. Шёнберга).