Своеобразие японской культуры - Рефераты по географии
Японская скульптура, как наиболее европеизированный вид искусства, не пользовалась покровительством властей в предвоенные и военные периоды. Предпринятое после войны обновление старых памятников и создание новой общественной скульптуры способствовало развитию монументальных форм в этой области изобразительного искусства.
Параллельно с реалистическим направлением большое распространение в японской скульптуре получило абстракционистское течение. В 70-е годы наметилось стремление к освоению новых материалов: пластмассы, полистирола и пр. Однако часть японских скульпторов продолжает национальную традицию, предпочитая работать с деревом и лаком.
Япония- страна, в которой высоко развито производство предметов прикладного искусства. Наиболее распространенными, имеющими древнюю традицию видами прикладного искусства являются керамика, фарфор, ткани ручной раскраски, изделия из лака, металла, бамбука..
Большое внимание уделяется в стране развитию керамики. Почти каждая область Японии производит посуду своего особого стиля. Старейшие мастера-керамисты удостаиваются почетных званий.
Длительную, историю имеет в Японии производство лаковых изделий. Однако технология их изготовления очень сложна и требует больших затрат труда и времени. Поэтому они остаются предметами роскоши. В отличие от этого изделия из бамбука широко используются в повседневной жизни, что нисколько не умаляет их художественных достоинств.
Новым явлением в культурной жизни современной Японии является развитие дизайна (художественного творчества в промышленности) . В настоящее время все крупные промышленные компании имеют дизайнерские бюро. С 1958 г. в Японии существует Ассоциация промышленных дизайнеров.
АРХИТЕКТУРА.
Современная японская архитектура внесла заметный вклад в развитие мирового зодчества наших дней. В послевоенный период в стране развернулось крупное строительство различных общественных сооружений: концертных залов, спортив-
ных комплексов, библиотек, деловых и торговых центров. Были созданы такие широко известные комплексы, как Музей современного искусства в Камакура (1961 г.)- архитектор Дзюндзо Сакакура, Библиотека и концертный зал в Иокогама (1955 Г.)- архитектор Кунио Маэкава., ансамбль Парка Мира в Хиросиме ( 1952г.) -архитектор Кэндзо Тангэ.
В 60-х годах была принята программа культурного строительства, согласно которой каждый город с населением более 100 тыс. жителей должен был располагать своим "культурным центром".
Значительные изменения в облик японских городов внесло развернувшееся в б0-х годах строительство высотных скоростных автомагистралей на опорах, вызванное катастрофической перегрузкой транспортной сети.
В конце б0-х годов благодаря применению новых строительных материалов и разработке достаточно надежных конструкций удалось превзойти прежний лимит высоты застройки. Самым высоким зданием в настоящее время является "Саншайн" (60 этажей).
Однако художественные достоинства и значительность работ японских зодчих не могут компенсировать отсутствия общей программы градостроительства в Японии. Застройка городов ведется бессистемно. Почти неразрешимой в условиях частной собственности на землю остается проблема жилищного строительства.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Научно-техническая революция в современной японской действительности породила разнообразные формы отчуждения духовного труда и подменила его производством всевозможных образцов, норм, моделей так называемой массовой культуры. Материальный прогресс производства оборачивается в современной Японии деградацией в развитии духовной культуры и сопровождается постоянным возникновением в ней разного рода аномалий, уродливых явлений, ненормальных процессов.
Уже в 60-х годах в Японии отчетливо проявилось стремление сделать культуру одной из отраслей бизнеса и воспитать потребительское отношение к ней в массах. В литературе небывалое распространение получили специальные журналы для развлекательного чтения. Преследуя коммерческие цели, крупные издательские компании способствуют созданию системы бестселлеров, при которой художественное произведение оценивается в зависимости от его коммерческого успеха, а последний, в свою очередь, в значительной степени зависит от рекламы.
Аналогичная ситуация наблюдается и в области кино. Общее повышение уровня потребления привело к увеличению многообразия "отраслей развлечения", что, наряду с конкуренцией с телевидением, привело к упадку кинематографии как области предпринимательства. В 60-е годы кино ведет отчаянную борьбу за досуг горожан. Его "соперниками" при этом выступают загородные прогулки, туризм, альпинизм, гольф и многое другое. Борьба кинопромышленности за выживание чаще всего ведется по линии удешевления производства фильмов и изменения их содержания. Крупным кинокомпаниям уже не до высокого искусства. На кинорынок выбрасывается продукция все более низкого качества. Предприниматели, специализирующиеся на выпуске массовой кинопродукции, стремятся воздейство-
вать на худшие инстинкты зрителя, угождать его низменным вкусам, щекотать нервы.
В 1966 году при министерстве просвещения было создано "Бюро по делам культуры", в 1968 году преобразовано в самостоятельное "Управление по делам культуры". Одна из важнейших задач Управления - сохранение традиционных видов японского искусства, их пропаганда среди населения и воспитание нового поколения художников и артистов, работающих в этих жанрах. В области театрального искусства важную роль в проведении официальной политики играет государственный театр "Кокурицо гэ-кидзе".
Управление по делам культуры взяло на себя руководство также таким крупным мероприятием в области культуры; как ежегодно проводимый в Японии фестиваль искусств.
Управление по делам культуры провело ряд мероприятий для унификации методов осуществления культурной политики и на местах. Начали приниматься меры для централизованной подготовки кадров актеров, певцов, танцовщиков и т.д.
В настоящее время правящие круги все настойчивее осуществляют мероприятия, имеющие целью возрождение националистических тенденций в области культуры. В этом смысле наиболее характерно широкое празднование столетия "революции Мэйдэи". Все юбилейные культурные мероприятия были направлены на то, чтобы подчеркнуть "исключительность" японской нации и "незыблемость" культа императора.
В области просвещения националистические тенденции ярко отразила правительственная программа "Создание желательного образа человека", которая со второй половины 60-х годов начала внедряться во все участки культурной сферы. В разделе этой программы, названном "Насущные задачи японцев".содержатся следующие положения: "Всегда помнить что мы - японцы". "Японцы должны играть существенную роль во всех делах мира, ни в коем случае не становясь гражданами мира, забывшими Японию" и т.п.
Стремление подчеркнуть "исключительность" национальной специфики японской культуры проявилось и в литературе. Появились многочисленные романы различного художественного достоинства, идеализирующие мрачные периоды истории Японии.
Особой благосклонностью критики в эти годы начинают также пользоваться произведения писателей, воспевающих японское видение мира, красоту прежних, патриархальных отношений, старых обычаев и пр.
В киноискусстве националистическая тенденция наиболее явно проявилась в увлечении созданием так называемых тямбара-эйга (самурайских фильмов).приключенческих и исторических повествований с многочисленными сценами сражений, романтизирующих фигуру самурая и культ меча, приукрашивающих феодальные времена.
Продолжением и логическим развитием этого направления в японской кинематографии стало появление кинофильмов, нацеленных на моральную реабилитацию военных преступников прошлого. Появились также фильмы, в которых наиболее крупные руководители японской военщины предстают некими героями. Отразилась эта тенденция и в театральном мире Японии.
Знаменателен тот факт, что государственные органы во все большей степе
ни стремятся установить контроль над областью культуры.
ДОМА ИЗ БАМБУКА И БУМАГИ.
Своеобразием продолжает отличаться материальная культура японского народа, в которой, несмотря на многочисленные инновации, традиционная основа остается доминирующим началом. Рядом с гигантскими небоскребами, сложнейшими переплетениями современных автострад для скоростного транспорта, в системе колоссальных мегаполисов с их многомиллионным населением продолжает жить традиционная культура японского народа.
Что касается традиционного японского жилища, то оно, как говорят сами японцы, создается из бамбука и бумаги, в традиционных домах сегодня живет население сельских районов. Во многих префектурных и уездных городах традиционная застройка по-прежнему занимает значительное место. Еще недавно считалось, что иметь свой дом, построенный по традиционным канонам, - мечта каждого горожанина. Сегодня эта мечта вследствие высокой стоимости земли становится почти безнадежной.
Японское традиционное жилище - это низкосвайный дом каркасно-столбовой конструкции, прямоугольный в плане; одноэтажное, сегодня чаще двухэтажное, строение с массивной крышей, с одной или тремя внешними раздвижными стенами. Главным в конструкции японского дома являются опорные столбы, которые устанавливаются на каменные подушки или врываются в землю. Сначала строят каркас, затем возводят крышу. Потолочные балки имеют дугообразную форму, что, как и приподнятость самого дома над землей ( на 60-70 см ), предохраняет жилище от небольших толчков землетрясений. Крыша в японском доме - в прошлом соломенная, сегодня обычно черепичная - огромна. Она защищает дом от палящих лучей солнца, от сильных потоков дождя. Обращенные к улице или к проезжей дороге стены дома - постоянные. Стены, обращенные во внутренний двор усадьбы, в сад, раздвижные. Эти внешние раздвижные стены ( амадо ) делаются из твердых деревянных пластинок. В жаркое время года амадо снимаются совсем. Перегородки, отделяющие веранду от жилых комнат, называются "седзи". Рама седэи и ее решетка делаются из дерева, а верхняя ее часть оклеивается с наружной стороны рисовой бумагой, пропускающей свет. Внутреннее жилое пространство дома делится на комнаты с помощью раздвижных стен - фусума. Деревянная рама и решетка фуоума с двух сторон оклеиваются непрозрачной плотной бумагой. Иногда в нижней части фусума бумага закрепляется бамбуковыми планками. Нередко на бумаге помещается рисунок. Часто это пейзажи, цветы и птицы, изображения гор.