Экономика Китая - Рефераты по географии
В условиях Китая важное значение имеет выращивание технических культур. В результате сложившейся структуры цен их производство гораздо более доходно, чем зерна, хлопка, овощей и фруктов, даже не смотря на то, что по выращиванию, например хлопка Китай занимает третье место в мире. Кроме того, широко распространено выращивание масличных культур, служащих основным источником пищевых жиров. Главными из них являются арахис, рапс и кунжут (выращиваемые в провинции Шаньдун).
Не последнее место занимает Китай и по выращиванию чая, который употребляется как лекарственное средство с IV века нашей эры, а с VI века он становится общепринятым напитком. До сих пор большинство сортов зеленого и черного чая идет почти исключительно на экспорт. Чай выращивают в провинциях Чжэцзян, Хунань, Аньхой, Фцзой.
Высокая плотность населения и интенсивное использование земельного фонда отражаются прежде всего на развитии животноводства, роль которого в целом незначительна. В Китае исторически сложилось два типа животноводства: один тесным образом связан с земледелием и носит подсобный характер; в равнинных земледельческих районах разводят преимущественно свиной, тягловый рабочий скот и птицу. Западным же районам свойственно экстенсивное, кочевое или полукочевое скотоводство. Производство и потребление продукции животноводства особенно в расчете на душу населения низки. Наиболее развито свиноводство, известное в Китае еще до нашей эры, на него приходится около 90% всего производимого мяса. Характерной особенностью животноводства в Китае является высокая доля рабочего скота и слабая развитость молочного животноводства.
Китай является крупнейшим в мире производителем многих видов сельскохозяйственной продукции. Последние годы были весьма благоприятны для развития сельского хозяйства и всей сельской экономики. В целом успех отрасли, был обеспечен главным образом высоким урожаем зерновых (435 млн. т. зерна в 1995 году - наибольший в истории уровень производства). Кроме того увеличился сбор хлопка и масличных культур. Большие усилия прилагаются для развития сельского хозяйства, ускорения создания баз по лесо-разведыванию.
Стабильно развивается и животноводство, хотя основной отраслью продолжает оставаться свиноводство. К настоящему моменту Китай занимает второе место в мире по производству мяса.
В начале 1995 года на Всекитайском совещании, посвященном проблемам работы в деревне, было определено семь основных направлений в области сельского хозяйства: стабилизации и совершенствования основных направлений экономической политики в деревни, всемерное увеличение капиталовложений в сельское хозяйство, полное использование сельскохозяйственных ресурсов, развитие сельского хозяйства с акцентом на агротехнику, реформа структуры обращения продукции в сельском хозяйстве, продолжение упорядочения структуры сельского хозяйства, производства и потребления, усиление макро экономики регулирования сельского хозяйства.
В основе реформы - сохранение главных направлений агро-политики при введении систем семейного порядка, при существовании различных форм собственности и хозяйствования, а так же организация малых сельских предприятий. 1995 год стал первым годом реализации задачи выведения АПК на первое место в экономической работе. Усиление внимания к АПК предусматривает прежде всего увеличение капиталовложений в отрасль. Кроме того, во многих провинциях возобновляется практика обязательного участия крестьян в ирригационном строительстве и других видах земледельческих работ. Дали первые результаты многолетние целенаправленные усилия по внедрению высокоурожайных сортов пшеницы и хлопчатника.
Успехи в развитии экономики способствовали стабилизации экономического положения, сокращения противоречий между общественным спросом и предложением, насыщению ранка продукцией АПК и снижению цен.
В настоящие время основой АПК в Китае все еще остается земледелие, и занимает первое место в мире по сбору риса, одной из первых по производству пшеницы и хлопка.
Китай для нас интересен не только с точки зрения экономики, но и из-за своих древних культурно-религиозных традиций.
Характер взаимоотношений первобытного человека с
природой вызывал ощущение неразрывной связности: силы
природы персонифицированы в образах богов (человек испытывал
на себе их могущество и ощущал бессилие в противостоянии
им), люди и боги живут как бы общей жизнью, обладают общими чертами и даже пороками. Боги не только всемогущи, но и капризны, зловредны, мстительны, любвеобильны и т. п., в то время как герои мифов наделены фантастическими способностями в преодолении зла, в борьбе с врагами. То, что Гегель в свое время писал о взаимоотношении богов и героев Гомера, вполне приложимо к мифам народов Востока: "Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру".
Постепенно упорядочение хаоса и организация мироздания
начинают приписываться "первочеловеку". В ведических мифах
это тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий Пуруша, ум или
дух которого породил луну, глаза - солнце, уста - огонь,
дыхание - ветер и т. п. Пуруша - это не только модель
космоса, но и человеческого сообщества с самой ранней
социальной иерархией, проявляющейся в делении на "Варны": из
рта Пуруши возникли жрецы (брахманы), из рук - воинское
сословие (кшатрии), из бедер - торговый люд (вайшья), из
ступней - все остальные (шудры). Аналогичным образом в
китайских мифах происхождение мира связывается со
сверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздоха
которого появились ветер и облака, из головы - гром, из
левого глаза - солнце, из правого - луна, из туловища с
руками и ногами - четыре страны света, из крови - реки, из
пота - дождь и роса, из блеска глаз - молния и т. д.
Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира в
разнообразных проявлениях его постоянства и изменчивости,
человек должен был по-новому увидеть и свое место,
предназначение в нем. Он по-прежнему ощущал себя в
неразрывности с космосом в целом, но уже задумывался о
существовании первопричины, первоосновы бытия, некоего
абсолюта. Взаимосвязь человека с абсолютом складывается как
бы по двум моделям, в которых отражены не столько
особенности психологического склада восточных народов,
сколько специфика общественного уклада древнеазиатского
общества. Два столпа его составляют централизованный
деспотизм, основанный на государственном владении землей и
водой, и сельская община. Практически безграничная власть
восточного монарха преломилась в сознании как всемогущество
единого, обретшего атрибуты главного божества.
В Китае единое - "великое начало, способное родить,
наделить и погубить" человека, обожествлено в Небе - "Тянь".
В "Ши цзине" ("Канон стихов") Небо - всеобщий прародитель и
великий управитель: рождает на свет человеческий род и дает
ему правило жизни. Упоминание правил жизни не случайно.
Освещение общественных устоев, их сохранение и поддержание -
важнейшая социальная функция культа Тянь. Примечательно, что
складывающееся несколько позже представление о человеческом
совершенстве предполагает прежде всего "гуманность", которая
трактуется как следование правилам, ритуалу, этикету.
"Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы",
он обязан соответствовать требованиям ритуала". "Этикет"
помимо норм непреходящей ценности, вроде правдивости,
доброты, смелости, морального императива "то, чего я не
хочу, чтобы делали мне, и не хочу делать другим", включал в
качестве первостепенных принципов добродетельности уважение
и строгое подчинение сложившемуся разделению социальных
ролей: государь должен быть государем, сановник -
сановником, отец - отцом, сын - сыном.
Конфуцианство, заложившее с древности идеологический
фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве
краеугольного камня социальной организации - ли, что
означало норму, правило, церемониал. Ли предполагало
поддержание навечно рангово-иерархических различий. Согласно
каноническому трактату "Ли цзи", Конфуций говорил, что без
ли не может быть порядка, а следовательно, и процветания в
государстве: "Нет ли - значит, нет различий между государем
и подданным, верхами и низами, старыми и молодыми... Ли -
установленный порядок вещей".
Аналогичным образом в Индии "образующий реальное и
нереальное Брахма не только "вечный творец существ", но и
определяющий для всех "имена, род деятельности (карму) и
особое положение". Ему приписывается установление кастового
деления и требование безусловного его соблюдения. Согласно
исходящим от Брахмы "Законам Ману" (сложившимся в VI-V веках