Главные историко-культурные центры мира - Рефераты по географии
Содержание:
- Введение
- Кремль
- Храм Покрова на Нерли
- Колизей
- Собор Святого Петра
- Парфенон
- Стоунхендж
- Версаль
- Эйфелева башня
- Пирамиды
- Софийский собор
- Тадж Махал
- Великая Китайская стена
- Остров Пасхи
- Статуя Свободы
- Статуя Спасителя
- Заключение
- Список литературы
Введение
Свет человеческого разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих руинах - безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое понимание законов природы и философское осмысление окружающего мира они донесли до нас в прекрасных мифах, притчах, легендах, сказках и, конечно же, в рукотворных шедеврах зодчества.
Два типа внешней среды окружают человека: природная и архитектурная. Для поклонения богам люди очень давно стали строить различные храмы и святилища. Древние магические ритуалы происходили на природе, но священное место должно было быть как-то оформлено и отмечено. Появляются первые стоящие каменные исполины - мегалиты. Спустя 5 тысяч лет они стоят, как вечные стражи, поставленные на своих местах в вертикальном положении древними строителями, которые освоили законы равновесия и тектоники. Древним святилищам придается определенная символическая форма, они до сих пор вселяют в нас чувства восхищения от возможностей человека, его благородных и прекрасных помыслов, его желания творить прекрасное.
В Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае возникли величайшие государства древности. Мы и не задумываемся над тем, как много мы от них унаследовали, даже не являясь прямыми потомками этих цивилизаций: государство как форму человеческого сообщества, законы, регулирующие отношения между людьми, и войны как крайние проявления человеческой нетерпимости друг к другу, письменность, систему счета, колесо, различные философские, научные и практические знания, не говоря уже об искусствах и ремеслах. Сейчас нам порой бывает трудно представить, как наши предки могли, не имея современной техники, создать огромные каменные монументы, которые мы, имея ее, не в состоянии сдвинуть с места, как они могли видеть в темноте, чувствовать цвет глубинных слоев камня, создавать на земле изображения, воспринимаемые только с очень большой высоты. Нас не покидает вопрос, откуда они все это знали и умели. Очень заманчиво объяснить это как дар либо внеземной, либо исчезнувшей, более древней цивилизации, о которой мы пока можем только строить догадки.
Но как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что люди, жившие в "доисторические" времена и жители великих государств древности были нашими учителями жизни на Земле, и мы должны, пытаясь разгадать все их тайны, с величайшим уважением относиться к ним и к их творениям.
Наиболее грандиозные творения прошлого люди, естественно, называли чудесами. Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было сотворено первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем, двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. до н.э.), за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н.э.), статуя Зевса в Олимпии (V в. до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV в. до н.э.) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колосс Родосский и маяк на острове Форосе (III в. До н.э.).
Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы приравнивая творение, к известным семи чудесам по уровню совершенства и грандиозным масштабам.
Я делаю попытку вообразить себе путешествие по странам и континентам с целью осмотреть, полюбоваться, восхититься и поразмышлять над таинственными и рукотворными творениями.
Перемещаясь во времени и в пространстве, с одного материка на другой, я попытаюсь осмотреть наиболее интересные для меня памятники культуры, шедевры архитектуры, образцы древнего и современного зодчества, каждое из которых является именно таким «восьмым чудом света», но, по-своему, единственным и неповторимым.
Начнем путешествие с России…
Кремль
Увенчанная золотыми куполами соборов и шатрами сторожевых башен, цитадель русских царей гордо возвышается над Москвой-рекой
Иван Грозный, первый русский царь, действительно имевший основания называть себя «царем всея Руси», был повенчан на царство в 1547 году в Московском Кремле. Кремлем называли в Древней Руси укрепленную часть города, но с этой поры так все чаще именуется лишь один Кремль - московский. Первоначально это была крепость, вокруг которой и строилась Москва - город, основанный в XII веке. Крепость имеет треугольные очертания и занимает участок земли площадью в 28 гектаров на берегу Москвы-реки. Она укрывала в своих стенах царские дворцы и несколько соборов и церквей. Его крепостные стены красного кирпича построены в XV столетии. Высота их колеблется от 5 до 19 метров, длина превышает 2 километра. Стены имеют 20 башен, некоторые из них увенчаны высокими шатрами. Главный вход в Кремль - со стороны Красной площади, через ворота Спасской башни. Колокольня Ивана Великого имеет высоту 81 метр, она возведена в 1505-1508 годах, а при царе Борисе Годунове была надстроена двумя ярусами. Это главная дозорная башня Кремля. Рядом с ней можно видеть самый большой в мире Царь-колокол, который отливали в 1733-1735 годах, весом в 200 тонн. Неподалеку от него находится еще одно чудо литейного искусства - Царь-пушка калибром 89 сантиметров и весом 40,6 тонны.
Во второй половине XV столетия царь Иван III вызвал итальянских зодчих, поручив им преобразить облик Кремля в истинный оплот царского величия. В 1491 году была построена Грановитая палата с прекрасным залом в стиле Возрождения, который и по сей день используется для торжественных церемоний. Сердцевиной Кремля является Соборная площадь. Успенский собор, где венчались на царство русские цари, был возведен в 70-е годы XV века. Внутри него недалеко от главного входа стоит изготовленный в 1551 году «мономахов трон» Ивана Грозного, уникальное произведение русских мастеров резьбы по дереву. Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 годах, в 1547 году был разрушен пожаром, затем отстроен вновь и прославился в народе как Златоверхий, поскольку его купола и кровля покрыты золотом. Наконец, Архангельский собор, усыпальница русских царей, построен в русском стиле, хотя и обнаруживает в своем облике влияние итальянского Возрождения. Во всех трех соборах - замечательные иконы и фрески. Помимо этого в Кремле имеются и другие, менее значительные сооружения церковной архитектуры.
Большой Кремлевский дворец построен в 1849 году. Отсюда можно пройти в Теремной дворец, где находились личные покои русских царей. Это здание, первоначально возведенное в XVI веке, было в следующем столетии расширено и надстроено на два этажа. В специально сооруженном здании располагается Оружейная палата - музей, где представлены сокровища, собранные царской семьей на протяжении нескольких веков: гербы и оружие, короны и иные царские регалии, прекрасные троны, кареты и экипажи, платья и костюмы, всевозможные драгоценности, включая редкостные табакерки и пасхальные яйца работы Фаберже, пользовавшиеся особой любовью царской семьи. В Патриарших палатах, бывшей резиденции главы русской православной церкви, строительство которых началось в 1652 году, разместился теперь Музей прикладного искусства и быта России XVII века. В Кремле находится также здание бывшего Сената. Непосредственно перед ним за Кремлевской стеной простирается Красная площадь с мавзолеем, где покоится тело Ленина. На этой же площади стоит великолепный храм Василия Блаженного с разноцветными, нарядными куполами. Он был построен в 1552-1559 годах по велению Ивана Грозного и стал наряду с Кремлем еще одним символом России.
Сегодня Кремль кроме культурно-исторического имеет и важное политическое значение: здесь располагается резиденция президента Российской Федерации и работает его администрация.
На северо-востоке от Москвы лежит древняя Владимирская земля….
Храм Покрова на Нерли
Недалеко от Владимира, посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы - и на взгорке, на берегу тихой старицы - нежный силуэт древней церкви. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.
Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахернское чудо". Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем "Похвалой кресту", стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования - "Влахернского чуда", Спаса и Богородицы, Животворящего креста - объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.