Главные историко-культурные центры мира - Рефераты по географии
В 1770 году на острове побывала испанская экспедиция из Перу и сообщила примерно то же самое. Обитатели острова Пасхи по-прежнему были дружелюбны и мирно возделывали свои земли. Однако четыре года спустя, когда здесь пристал капитан Кук, картина была совершенно иная. Земли были в запустении, жители выглядели угрюмо и подавленно, к тому же теперь - в отличие от прошлых лет - они носили оружие, деревянные дубинки и дротики. Большие каменные статуи были опрокинуты и, похоже, никто больше им не поклонялся. В XIX веке остров стал излюбленным угодьем охотников за рабами, а в 1862 году после особенно жестокого набега перуанских работорговцев его население сильно сократилось.
Наконец, после того как здешняя культура была почти полностью уничтожена, на остров прибыли европейцы, вознамерившиеся эту культуру изучать. Миссионеры-священники пытались обратить местных жителей в христианство и отучить их от поклонения божеству, которое они называли Мак-Маком. Именно в ходе этих попыток были обнаружены маленькие фигурки божков, которые стояли у жителей острова в хижинах.
Еще некоторое время спустя, были найдены деревянные таблички с вырезанными письменами. Большинство из них европейцы в пылу борьбы с ложными языческими верованиями разбили и сожгли, но немногие все же чудом сохранились. Эти таблички, называемые ронго-ронго, испещрялись письменами сперва слева направо, а потом в обратном порядке - справа налево. Однако расшифровать начертанные на них знаки не удалось и поныне.
Но самым увлекательным и таинственным открытием на острове Пасхи были все же гигантские каменные статуи, именуемые местными жителями моаи. Многие из них достигают в высоту от 4 до 10 метров и весят до 20 тонн. Отдельные имеют еще большие размеры, их вес превышает 90 тонн. У них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. На каменоломне обнаружено несколько недоделанных статуй.
Было высказано множество догадок о том, каким образом древние жители острова перемещали этих тяжеленных каменных колоссов. (Потомки островитян уверяли, что эти гиганты передвигаются сами.) После долгих исследований и экспериментов удалось выяснить, что у всех статуй очень низкий центр тяжести, и это позволяет примерно 15 мужчинам довольно быстро устанавливать их в вертикальное положение при помощи канатов. Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное продвижение без помощи ног.
Таким образом, тайна изготовления этих статуй и их транспортировки, похоже, все-таки разгадана. Но великое множество вопросов по-прежнему остается без ответов.
Норвежский ученый, археолог и антрополог Тур Хейердал длительное время подробно исследовал таинственные статуи острова Пасхи, Его экспериментальные парусные путешествия на деревянном плоту «Кон-Тики» и на тростниковом челне «Раll» доказали, что преодоление больших водных пространств было возможно и в условиях примитивной древней цивилизации. Удалось установить несомненную связь между племенами, обитающими возле Тиуанако на берегах озера Титикака, и жителями острова Пасхи. Но, похоже, определенные контакты были и с перуанцами, поскольку испанцы слышали в Перу древние сказания о дальнем острове на западе. Первые европейцы, высадившиеся на острове Пасхи, обнаружили, что местные жители используют в хозяйстве тростник, выращивают сладкий картофель и юкку - растения, родина которых - Южная Америка, Предания острова Пасхи рассказывают о двух человеческих расах - «длинноухих», что пришли с востока, и «короткоухих», прибывших позднее с противоположной стороны, с запада. Это позволяет предположить, что первые жители острова - выходцы из Латинской Америки. Затем, по-видимому, сюда добрались полинезийцы и подчинили себе «длинноухих».
Через моря и континенты – в Америку…
Статуя Свободы
28 октября 1886 года, под грохот канонады - 21 пушечный выстрел! - и в присутствии президента Гровера Кливленда, состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк.
С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью-йоркский порт, встречает здесь гигантская женская фигура с факелом Свободы в протянутой к небу руке. Для многих тысяч эмигрантов эта статуя явилась знаком освобождения от гнета и страданий, перенесенных ими в Старом Свете. Статуя Свободы стала символом Соединенных Штатов Америки.
Но выполнили ее не в Америке, а в Париже и официально передали там 4 июля 1884 года послу - как подарок французского народа американскому. Статую разобрали на детали и по морю перевезли в Нью-Йорк. Здесь ее поставили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили на острове Бедлоу, ныне остров Свободы (Liberty Island).
Проект постамента высотой 47 метров был выполнен американским архитектором по имени Ричард Моррис Хант. Высота самой статуи - 46 метров, и, таким образом, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Вес - 205 тонн. Длина правой руки, в которой факел, - 12,8 метра, причем один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта - 91 сантиметр. У ног этой женщины - разорванные путы тирании, а в левой руке доска - Декларация независимости. Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к верхушке.
Сама идея создания статуи Свободы родилась у группы французских демократов. В 1865 году, при императоре Наполеоне III, вокруг академика Эдуарда де Лабулайе сформировался кружок, члены которого жили в надежде на конец империи и утверждение французской республики. Статуей Свободы французы хотели выразить свое восхищение великой республикой по ту сторону Атлантики и пробудить в американском и французском народах взаимный интерес. Молодой скульптор из Эльзаса, Фредерик-Опост Бартольди получил одобрение Лабулайе и взялся за проект.
Раньше Бартольди собирался строить сигнальный маяк на Суэцком канале. Он задумал именно гигантскую женскую фигуру с поднятым ввысь факелом, означающим свет прогресса, который теперь доходит и до Азии. Поэтому молодой человек с таким энтузиазмом и принял предложение. Его статуя Свободы была вдохновлена знаменитой картиной художника Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады».
Размеры статуи, как и тот факт, что она должна была выдерживать ветра и непогоду, поставили перед Бартольди и его инженером, будущим создателем Эйфелевой башни Гюставом Эйфелем, немало проблем. Эйфель разработал гениальную металлическую рамную конструкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть видимая оболочка статуи из меди толщиной 2,4 миллиметра. Бартольди начал с постройки маленькой, всего лишь 1,2 метра величиной фигуры, а потом изготовил еще три другие, постепенно их укрупняя, и, наконец, подошел к сооружению статуи, которую мы видим сегодня.
Внутри цоколя статуи Свободы находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году. Здесь представлена действительно вся история страны: от предков - индейцев, которые двинулись на неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии. Каждая группа переселенцев охарактеризована при помощи аудио-визуальных средств, моделей, фотографий, рисунков, костюмов и произведений искусства. Здесь рассказано и о жителях Западной Африки, которых как рабов продали этой стране, и об огромных потоках переселенцев XIX века - ирландцев, итальянцев, евреев и многих других из «Старого света».
Статуя Свободы вдохновила Эмму Лазарус на стихотворение «Новый колосс». Там говорится, что «нищие духом, отверженные» и «сбившиеся в кучу» толпы прибыли из Старого Света, а их приветствует факел Свободы, высоко поднятый над Золотыми воротами. «Сбившиеся в кучу» люди прибывают на остров Эллис неподалеку от острова Свободы. Там оформляли раньше целые корабли, привезшие эмигрантов. В среднем за первое десятилетие XX века через большой зал проходило по 2000 человек, а в «пиковый» 1907 год на острове Эллис оформили более миллиона человек.
Из Северной Америки – в Южную…
Статуя Спасителя
«Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой он создал Рио-де-Жанейро». Так шутят бразильцы, имея в виду поистине сказочное местоположение и красоту своего города, который до 1960 года, когда был построен город Бразилия, являлся и столицей страны. У этого города и впрямь есть все, чтобы стать истинным земным раем. Он окружен полукольцом гор, вырастающих из лазурных глубин залива, а со стороны моря словно оторочен белой кромкой песчаных пляжей в темной зелени пальм.
Символом города по праву считается статуя Спасителя (Cristo Redentor). Она стоит на вершине холма Корковаду (Corcovado означает «горб» и довольно метко характеризует его форму) на высоте 704 метра. Высота самой статуи - 30 метров, не считая семиметрового постамента.
Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда конкурс проектов на лучший монумент - символ нации. Победитель, Эктор да Силва Коста, выдвинул идею статуи Христа, распростершего руки, обнимая весь город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость. Идея да Силвы была принята общественностью с восторгом еще и потому, что она перечеркнула прежний план возведения на горе Пан-ди-Асукар (Pan de Asugar) грандиозного памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по всей стране сбор пожертвований, дабы финансировать осуществление проекта. В итоге через девять лет статуя уже стояла на своем месте.
Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в Париже, чтобы обсудить все технические проблемы установки статуи на вершине холма, где она открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям. Затем французский скульптор Поль Ландовский начал моделировать голову и руки, в то